Шумеры в найденных текстах, как народ, обозначаются выражением «Черноголовые». В них прослеживается социальное неравенство, которое уже в то время существовало. Так при правлении Урукагина из Лагаша надписи осуждали притеснение богатыми самых бедных и такое положение дел необходимо исправлять, чтобы восстановить социальный баланс. Такое неравенство упоминается не только в текстовых, но и в археологических находках, в частности в захоронениях, обнаруженных на территории Шумер. При образовании государства и его развития в конце периода Уруков социальное расслоение только приобрело большие масштабы.
Правитель, обладая властью и богатом, занимал самое высокое положение в обществе. Вся его семья (царица, принцы и принцессы) использовали свои родственные связи и обладали большими владениями и занимали важные должности в управлении государством и храмах. Дети правителя становились жрецами главных храмов в шумерском государстве. Так, вся семья правителя являлась верхом шумерской элиты. Далее в социальной иерархии располагались те, кто занимал значительные административные и религиозные должности, например, министры или управляющие храмов. Они имели возможность обладать крупными строениями и землями, которые даровались им за исполнение своих служебных обязанностей. Эта социальная группа являлась богатыми семьями, которые передавали свои должности и владения по наследству. Так, образовывались местные династии, захватившие административные и религиозные функции в государстве. Например, «семья Ур-Меме» в Ниппуре в период Ура III, состоящая из двух частей и возглавлявшая храм Инанна и местное правительство. Члены элитных семей имели возможность вступать в брак с представителями семьи правителя и другими богатыми семьями. Сохранились мудрые напутствия Шуруппака представляющие собой советы для сына из знатной семьи, где он наказывал заботиться о домашнем хозяйстве, уважать статус отцов и оберегать всю семью. Члены знатных семей, занимая религиозные должности представляли собой храмовых правителей и их часто изображали в виде статуй в молитвенных позах, что должно было привлечь внимания богов для дарования благ. Именно благого представителям элитных социальных групп и преосвященных жрецов сохранилось культурное наследие Шумер.
Наиболее популярной категорией шумерского социального общества являли низшие слои элитной группы, определенный «средний класс». Ими были бригадиры, руководители пахотных отрядов и другие командиры рабочих, которые за свою работу получали часть земли для обработки, благодаря чему могли оставить себе часть урожая или пропитания. Среди них можно выделить несколько типов:
первый - экономический зависимый, который был занят на различных учреждениях и за свою работу получал только пайки,
другой - лишь частично зависящий от крупных организаций, на которые работал несколько месяцев в году и имел собственные средства. Были и представители другого пласта работников, занятых более трудоемкой работой: очистка каналов, строительство зданий и другой. Повседневная жизнь «среднего класса» не описана в клинописных таблицах, также как и их участие в религиозной или политической жизни государства, сохранились лишь описания их трудовой деятельности.
Самым низшим, но не многочисленным, звеном в социальной иерархии Шумер были рабы, которые находились под властью частных лиц или учреждений. Собственники рабов могли их продавать, предлагать в аренду, закладывать или просто отдавать своим наследникам. Сохранилось несколько договоров по продаже рабов скорее всего за долги главы одной из семей, а в другом - он был вынужден продать в рабство своего родственника: сына, дочь, сестру или жену. Рабы также могли быть военнопленными, а некоторые даже вступать вступать в брак со свободными людьми и иметь собственные вещи и часть земли, которые в последствии все равно переходили к хозяину. Каждый раб имел возможность выкупить свою свободу, но даже тогда он оставался на службе у своего бывшего хозяина, хоть и уже в статусе вольного человека.