Найти тему

Только 3 % суши Земли не испорчены людьми

Человеческая деятельность оказала огромное влияние на численность других видов.

Серенгети (экорегион в Восточной Африке) представляет собой одно из немногих мест на Земле, где все еще обитают все виды животных, которые были здесь сотни лет назад. Главные хищники, такие как львы, помогают контролировать стада травоядных антилоп гну (на фото), обеспечивая сбалансированность всей экосистемы.
Серенгети (экорегион в Восточной Африке) представляет собой одно из немногих мест на Земле, где все еще обитают все виды животных, которые были здесь сотни лет назад. Главные хищники, такие как львы, помогают контролировать стада травоядных антилоп гну (на фото), обеспечивая сбалансированность всей экосистемы.

Серенгети во многом выглядит так, как сотни лет назад.

Львы, гиены и другие высшие хищники все еще преследуют стада антилоп гну численностью более миллиона человек, не позволяя им поедать слишком много растительности. Такое разнообразие деревьев и трав поддерживает множество других видов, от ярко-зелено-оранжевых неразлучников Фишера до навозных жуков. В свою очередь, такие виды переносят семена или пыльцу через равнины, что позволяет растениям размножаться. Люди тоже есть, но с относительно низкой плотностью. В целом, это яркий пример того, что биологи называют экологически нетронутой экосистемой: шумный клубок сложных взаимоотношений, которые вместе поддерживают богатое разнообразие жизни, не уменьшенное нами.

Такие места исчезающе редки.

Согласно обширному исследованию экосистем Земли, подавляющая часть суши на Земле - ошеломляющие 97 процентов - больше не считается экологически нетронутой. За последние 500 лет было потеряно слишком много видов или их численность сократилась, сообщают исследователи 15 апреля в Frontiers in Forests and Global Change.

Исследователи обнаружили, что из немногих полностью нетронутых экосистем только около 11 процентов находятся в пределах существующих охраняемых территорий. Большая часть этой нетронутой среды обитания существует в северных широтах, в бореальных лесах Канады или тундре Гренландии, которые не изобилуют биологическим разнообразием. Но куски богатых видами тропических лесов Амазонки, Конго и Индонезии также остаются нетронутыми.

«Это лучшие из лучших, последние места на Земле, которые не потеряли ни одного известного нам вида», - говорит Оскар Вентер, ученый-эколог из Университета Северной Британской Колумбии в Принс-Джордж, который не участвовал В исследовании.

По его словам, определение таких мест имеет решающее значение, особенно для регионов, находящихся под угрозой развития и требующих защиты, таких как тропические леса Амазонки.

Ученые-природоохранные организации уже давно пытались составить карту, какая часть планеты остается неэффективной из-за деятельности человека. Предыдущие оценки с использованием спутниковых снимков или необработанных демографических данных, обнаруженные где-то от 20 до 40 процентов земного шара, были свободны от очевидных вторжений человека, таких как дороги, световое загрязнение или зияющие шрамы вырубки лесов. Но нетронутый полог леса может скрыть внизу опустевшую экосистему.

«Охота, воздействие инвазивных видов, изменение климата - все это может нанести вред экосистемам, но их нелегко обнаружить через спутник», - говорит биолог-эколог Эндрю Пламптр из Кембриджского университета.

Серенгети с меньшим количеством львов и гиен - или вообще без них - может выглядеть невредимым из космоса, но в нем отсутствуют ключевые виды, которые помогают функционировать всей экосистеме.

Что именно представляет собой полностью нетронутую и функционирующую экосистему, неясно и обсуждается экологами, но Пламптре и его коллеги начали с поиска мест обитания, которые сохранили бы их полную популяцию в естественном изобилии по состоянию на 1500 г. н.э. Служба охраны природы использует для оценки исчезновения видов, несмотря на то, что люди изменяли экосистемы, истребляя крупных млекопитающих в течение тысяч лет.

Необходимы большие участки земли для поддержки широко распространенных видов. Таким образом, исследователи первоначально рассматривали только районы размером более 10 000 квадратных километров, что примерно соответствует размеру Пуэрто-Рико. Команда объединила существующие наборы данных о сохранности среды обитания с тремя различными оценками исчезновения видов, включая около 7500 видов животных. В то время как 28,4 процента земель площадью более 10 000 квадратных километров относительно свободны от вмешательства человека, только 2,9 процента содержат все виды, которые существовали 500 лет назад. Уменьшение минимального размера включаемой территории до 1000 квадратных километров увеличивает процент, но едва ли, до 3,4.

Деградированные экосистемы

Около 20-40 процентов наземных местообитаний на Земле остаются свободными от очевидных вторжений человека, таких как дороги, города или световое загрязнение. Но такие экосистемы все еще могут быть разрушены действиями человека, такими как охота. С 1500 г. н.э. эти области испытали различное количество (обозначенное цветом) исчезновения видов, согласно обзору около 7500 видов животных. Фиолетовые области представляют собой 3 процента суши, где за это время не исчезли ни один из известных видов.

Потерянные виды в дикой природе

-2

Простого сохранения видов недостаточно для экологической целостности, поскольку уменьшение числа ключевых игроков может вывести систему из строя. Исследователи подсчитали плотность популяции чуть более десятка крупных млекопитающих, коллективные ареалы которых охватывают большую часть земного шара, включая горилл, медведей и львов. Пламптре признает, что это узкий вид, но крупные млекопитающие играют важную экологическую роль. У них также есть лучшие исторические данные, и они также часто первыми страдают от вторжения человека. Учет сокращения численности крупных млекопитающих лишь незначительно снизил долю экологически нетронутых земель до 2,8 процента.

В целом количество экологически нетронутых земель «было намного ниже, чем мы ожидали», - говорит Пламптре. «Зайдя внутрь, я предположил, что это будет от 8 до 10 процентов. Это просто показывает, какое огромное влияние мы оказали ».

И Вентер, и Джедедия Броди, эколог из Университета Монтаны в Миссуле, сомневаются в том, что авторы слишком строги в своем определении экологической целостности.

«Многие экосистемы по всему миру потеряли один или два вида, но все еще остаются живыми и разнообразными сообществами», - говорит Броди.

Уменьшение численности нескольких видов может не означать катастрофы для всей экосистемы, поскольку другие виды могут налететь, чтобы выполнить эти роли.

Тем не менее исследование - это ценный первый взгляд, который показывает нам, «как выглядит мир 500 лет назад, и дает нам к чему стремиться», - говорит Пламптре. Он также определяет области, созревшие для восстановления. Исследователи подсчитали, что в то время как в настоящее время экологически нетронутыми остаются только 3 процента земель, внедрение до пяти утраченных видов может вернуть 20 процентам земель былое великолепие.

Реинтродукция видов хорошо зарекомендовала себя в таких местах, как Йеллоустонский национальный парк, где восстановление волков вернуло экосистему в равновесие. Такие схемы могут работать не везде. Но пока мировое сообщество обсуждает, как защитить природу в следующем десятилетии, Пламптре надеется, что это исследование побудит политиков «не просто защитить землю, которая там есть, но и подумать о ее возможном восстановлении».