Найти в Дзене

Как мы решили загадку социализации

Оглавление

Сыну исполнилось 7 лет. К тому моменту у нас с ним сформировались представления о том, какое образование хочет он, я и мы оба вместе взятые. Мы переезжали с места на место с периодичностью раз в год-два. Это было одной из причин, по которой Али и я остановили свой выбор на семейном обучении.

Я размерено оформляла необходимые документы для поступления в первый класс. В это время началась «возня» в окружении...

Сразу замечу, что это был 2017 год, мы жили в Московской области. В нашем окружении примерно из 200 знакомых семей только две семьи практиковали СО. Т.е. примерно 1% реально понимали, что это такое.

Первой задала свой мучительный вопрос моя мама: «Социализация! Как вы добьётесь полноценного общения в коллективе?» Вопрос был в три раза длиннее (я подсократила его), но суть ясна. Почему-то тогда я просто ответила маме: «Оставь эту задачу нам, а мы будем решать вопросы по мере их поступления».

После этого диалога ещё неоднократно поднимались подобные темы в разговорах с близкими и знакомыми. Было очень неприятно, что аргументов у меня пока нет, но я старалась не терять ориентир.

Шло время, и начались учебные годы. Первый класс, второй... И в середине третьего класса сына как прорвало.

  • Так часто он жаловался, что его друзья «все какие-то непонятные».
  • Бывало, что он объявлял им бойкоты, но почему-то это не работало на него.
  • Частыми стали и разногласия с бабушками и дедушками.
  • А ещё (о, ужас!) спокойный и мирный Али превратился в часто кричащего и хлопающего дверями мальчика.

В какой-то момент я стала задумываться, что это? Каковы причины таких внезапных перемен? На ум шли всевозможные «диагнозы», и мне вспомнилась эта самая СОЦИАЛИЗАЦИЯ. «Возможно, это именно её проявление?» — подумала тогда я.

Мы с мужем стали размышлять по порядку:

Во-первых, социализация — что это такое?

Мы сформулировали это так: способность человека эффективно общаться и адаптироваться в обществе.

Во-вторых, какие факторы влияют на эту способность? Наше мнение:

1. Возраст так или иначе влияет на эту способность

Прежде всего, мы пришли к выводу, что у любого ребёнка — 5, 8, 15 лет, мы неизбежно находим проявления отсутствия этой способности.

Дети часто не умеют слушать, решать конфликты, избегать споров, договариваться, поддержать, успокоиться, понимать причину своих неприятных ощущений. Почему? Возможно, потому что дети находятся в процессе приобретения этой способности.

Через работу с дневником Али знакомится с ценностью соблюдения режима, самодисциплины, самообучения, саморегуляции. Фото автора
Через работу с дневником Али знакомится с ценностью соблюдения режима, самодисциплины, самообучения, саморегуляции. Фото автора

2. Затем мы стали исследовать себя, подозревая, что второй фактор — это особенности характера

Представляете, мы попали в точку!

Мы проанализировали меня, и со мной оказалось относительно всё «в порядке» — я легко нахожу общий язык, мне нравится настраивать новые отношения, мне интересно понять себя и свои мотивы, я могу проявить эмпатию (сориентироваться, что переживает человек и поддержать его).

Что касается мужа, то он не скрывал, что по многим этим пунктам у него пробелы.

Эмпатический покер — разбор ситуации, нахождение чувств и понимание того, какие потребности они выявляют. Фото автора
Эмпатический покер — разбор ситуации, нахождение чувств и понимание того, какие потребности они выявляют. Фото автора

Таким образом, мы констатировали, что это не хорошо и не плохо, просто у людей с разными особенностями характера и способности разные.

3. Ещё один фактор, на наш взгляд — пример

Мы перешли к факту, что ребёнок копирует поведение взрослых. У каждой личности найдутся примеры поведения как конструктивного, так и деструктивного характера.

-4

И наша семья не исключение. Конечно, с этим фактором важно разбираться, начиная с самого себя, что мы и делаем.

Нам на помощь пришёл мой опыт работы специалистом по персоналу и практика в области развития саморегуляции.

Другими словами, до этого дня только мы с мужем развивали свой эмоциональный интеллект EI (не путать с коэффициентом интеллекта IQ). А в тот знаменательный день сын подключился к нашему довольно интересному занятию. Мы стали изучать ЭИ вместе.
Работа с метафорическими ассоциативными карточками. Фото автора
Работа с метафорическими ассоциативными карточками. Фото автора

Сейчас Али уже в пятом классе. За эти полтора года заметен результат. Главное, он сам доволен и спокоен, что у него начинает получаться преодолевать самостоятельно трудности общения и саморегуляции.

Подытожу про социализацию

-6
Как аргумент — мой муж обучался в школе, но с социализацией был провал. И многие школьники отнюдь не демонстрируют пример результативного протекания этого процесса.

Вывод делайте сами. Мой опыт может вам не подходить, поэтому я не претендую на истину в последней инстанции. Если Вы хотели бы ещё что-то уточнить, пишите свои мысли в комментариях. Мне интересен Ваш опыт.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-7

Автор: Алёна-Рахиль, консультант по вопросам СО, ведущая эмпатической онлайн-поддержки для женщин, руководитель союза мусульманок «От сердца к сердцу», мама троих детей, старший сын на СО

Читайте статьи других авторов:

Из-за чего можно потерять работу в крутой компании, или чему мы редко учим своих детей

Изучение языка помогает найти друзей. Личный опыт

Благотворительный клуб для общения и учёбы по обмену

Нет школы — нет друзей? Родители знакомых боялись, что мы убедим их детей перейти на СО

Спасибо за ваши "Спасибо".  Подписывайтесь на канал.

Ставьте 👍 и будьте в курсе семейного обучения.