Найти тему
Тёмный историк

Необычная «Единая Россия» — танк, броневик и бронепоезд белогвардейцев

Когда произносят где-либо словосочетание «Единая Россия», то первое, что наверняка придет в голову каждому — это правящая партия современной Российской Федерации. По своему личному опыту могу сказать, что эта партия хоть и является «властной» на данный момент, но огромной популярностью у населения, мягко говоря, не пользуется.

Слово «единоросс» многие могут счесть за оскорбление. Ведь если верить опросам «Левада-центра» аж за 2013 год, то уже тогда слоган «партия жуликов и воров» одобряло больше половины населения.

Впрочем, оставим современную скучную политику в покое. И отправимся вновь в прошлое, относительно недалекое (чуть больше сотни лет назад, пустяки).

Нет, это не плакат современной партии. Это плакат белого пропагандистского органа ОСВАГа, 1919 год.
Нет, это не плакат современной партии. Это плакат белого пропагандистского органа ОСВАГа, 1919 год.

Как известно, одним из центральных лозунгов белого движения в период Гражданской войны был вот таким: «Россия великая, единая и неделимая». Таким образом белогвардейцы декларировали довольно идеалистический, но привлекавший часть офицерства и интеллигенции принцип.

И хотя окраинные белые власти вели себя порой по-всякому, главные вожди антибольшевистского движения сей принцип стремились сохранить. Хотя Колчак и Деникин не возражали против «широких автономий», они не поддерживали «парад суверенитетов» 1918 года. Впрочем, к 1920 году лозунг «единой-неделимой» уступал лозунгу «федерализации», хотя было уже поздно.

Гражданская война была войной маневренной, с широким применением конницы, броневиков, бронепоездов. Кроме того, у белых в 1919 году было несколько десятков танков, которые им поставила Антанта.

И известно, что у белогвардейцев был бронепоезд «Единая Россия», броневик «Единая Россия» и даже танк с гордым наименованием «За Единую Россию».

У меня, помимо блога в Дзене, есть ещё и группа в социальной сети «Вконтакте». И, конечно же, когда я там выкладываю фотографии упомянутых выше бронеавтомобиля/танка/бронепоезда, подписчики шутят. Или не шутят)

-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9

Наиболее подробно известна история боевого пути белого бронепоезда «Единая Россия». Он был вооружен тяжелыми орудиями (калибры — 105, 120, а затем и 152 мм., морские орудия, опасно), принимал участие в баталиях еще со времен Второго Кубанского похода (1918 год). Бронепоезд воевал под Царицыном (в войсках П.Н. Врангеля), наступал на Ставрополь, брал Армавир, воевал в Донецком бассейне, наступал на Москву.

А потом его направили в тыл, для борьбы с повстанцами небезызвестного Нестора Ивановича Махно. И вот тут-то мощному бронепоезду не повезло: хитрые махновцы просто протаранили «Единую Россию» своеобразными «брандерами» — паровозами.

Тот самый бронепоезд, 1919 год.
Тот самый бронепоезд, 1919 год.

И протаранили хорошенько так: в дальнейшем белогвардейцы так и не смогли этот поврежденный бронепоезд восстановить. Руководил махновцами в том бою Виктор Фёдорович Белаш, бывший машинист паровоза (да-да) и один из самых талантливых махновских командиров.

Это ещё раз доказывает некоторую авантюристичность белых планов по взятию Москвы, так как им приходилось «по-серьезному» воевать в тылу с Махно (и не только с Махно). В разгар решающего наступления — оттягивать с основного фронта даже «суровые» бронепоезда со 152-мм орудиями...

С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:

О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.

О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.