Найти тему
Модная лавка 19 века

Тюрбан? Шляпа? Берет? Фантастические головные уборы пушкинской поры

По головным уборам пушкинской поры я сделала уже пять статей.

И там было понятно, на каком портрете дама в тюрбане, на каком – в шляпе, берете или парадном чепчике.

Но встречаются такие портреты, что ты просто теряешься.

Вот, что это – берет или тюрбан? Я думаю, что тюрбан, только необычный.

А как он богато украшен! Золотая цепь с драгоценными камнями, которые почему-то без огранки. Возможно, это украшение старинное, доставшееся Анастасии Вадковской по наследству.

Шевцов, Иван Владимирович . Анастасия Семеновна Вадковская, 1828 год.
Шевцов, Иван Владимирович . Анастасия Семеновна Вадковская, 1828 год.

Ещё один тюрбан весьма причудливой формы.

  • Графиня Екатерина Васильевна Пален. Дочь донского атамана Василия Петровича Орлова, человека известного в своё время и незаурядного.
  • По словам современника, «дом графини Пален отличался гостеприимством и любезным обществом. Она была олицетворенная доброта, прекрасно воспитана, без памяти любила свой родной Дон».
Екатерина Васильевна Пален, первая половина 1830-х. Художник неизвестен.
Екатерина Васильевна Пален, первая половина 1830-х. Художник неизвестен.

На портрете ниже - Мария-Каролина Беррийская.

Милое платье и милая… шапочка! Вот только не было тогда женского головного убора под названием «шапочка». И получается, что это - берет. Больше никуда не подходит.

Причудливые береты пушкинской поры.

Томас Лоуренс. Мария-Каролина Беррийская, 1825 год.
Томас Лоуренс. Мария-Каролина Беррийская, 1825 год.

А что за фантастический головной убор у этой графини? Можно заподозрить, что берет, только слишком объёмный и разлапистый.

Мориц Даффингер. Portrait of Countess Sidonie Potocka, 1835 год.
Мориц Даффингер. Portrait of Countess Sidonie Potocka, 1835 год.

Головной убор Екатерины Александровны Кологривовой сбивает меня с толку. Я не в силах понять, что это такое. То ли такой странный берет, то ли причудливый парадный чепчик.

Ансельм Лагрене. Екатерина Александровна Кологрирова, конец 1820-х.
Ансельм Лагрене. Екатерина Александровна Кологрирова, конец 1820-х.

А вот что на модной картинке? Какая-то фантастическая смесь тюрбана с беретом. Судя по широким полям, должен быть берет.

Вечерние наряды, 1827 год.
Вечерние наряды, 1827 год.

А вот это, наверное, тюрбан. Только закрывает часть головы. Как бы полутюрбан такой.

Интересно, что застёжка на ожерелье дамы - прямоугольная. Обычно такие застёжки-фермуары имели округлую форму.

Женский тюрбан – самый странный и модный головной убор пушкинской поры.

Амалия Тереза Вюртембергская, 1835 год.
Амалия Тереза Вюртембергская, 1835 год.

Дама на портрете ниже, надо полагать, в шляпе. Но эта шляпа сильно смахивает на чепец из тонкой, накрахмаленной ткани.

Jonas Damelis. Portrait of Maria Anna Rawicz with Son, 1834 год.
Jonas Damelis. Portrait of Maria Anna Rawicz with Son, 1834 год.

Дама в чёрном наряде, вероятно, в берете. Но уж очень он похож на тюрбан. А тюрбаны в те годы часто напоминали шапочки. Их не накручивали на голову, а просто надевали, потому что они были на твёрдой основе.

Jacob Joseph Eeckhout. Petronella de Lange, 1835 год.
Jacob Joseph Eeckhout. Petronella de Lange, 1835 год.

Шляпа или берет? Я бы сказала - берет, но меня смущают ленты-завязки. На беретах их, кажется, быть не должно.

1820-е - 1830-е годы... Время фантастических головных уборов.

И всё это, за исключением шляп для прогулок, было предназначено для замужних дам. В таких головных уборах они могли появиться в театре, на светском приёме и даже на балу. А незамужним барышням оставалось только мудрить над причёсками, чтобы очаровывать кавалеров.

Йозеф Штилер. Isabella von Taufkirchen, 1828 год.
Йозеф Штилер. Isabella von Taufkirchen, 1828 год.

Другие мои статьи близкой тематики:

Интересные факты о женских шляпах пушкинской поры.

Рукава, похожие на воздушные шары, и прически, которые постепенно меняются. Роскошные 1830-е.

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!