Дым сражений, грохот пушек, крики солдат — это Пруссия 1813 года. Среди этого хаоса в седле улана мчится хрупкая фигура с саблей в единственной оставшейся руке. Это не персонаж романтической баллады — это Луиза Графемус-Кессених, женщина, в чьей жизни были война, любовь, успешный бизнес и танцы под звуки петербургских оркестров.
Девушка из Ханау
Её история началась в еврейской семье городка Ханау (Пруссия, ныне Германия, земля Гессен), где в 1786 году появилась на свет Эстер Мануэ. В девятнадцать лет, сменив веру и имя на Луизу, она вышла замуж за лютеранина Графемуса — подмастерья ювелира, который мечтал о свободе Пруссии больше, чем о спокойной семейной жизни. В 1809 году он бежал в Россию, вступив в уланский полк, оставив Луизу с двумя детьми и скромным доходом от вышивки бисером.
Но когда в 1813 году русские войска пересекли прусскую границу, преследуя Наполеона, Луиза совершила отчаянный шаг. Она решила отправиться на поиски мужа, и для этого ей самой пришлось стать уланом (на кого она оставила двоих детей — неизвестно). Сборы на войну в то время — занятие затратное: обмундирование надо было покупать за свой счёт. У белошвейки Луизы необходимой суммы не было, и она занялась поисками спонсора.
Лёгким делом это не стало: большинство смотрело на неё с удивлением или с нескрываемой жалостью, но денег не давали. И упорная «домохозяйка» дошла до самого верха. На принцессу Анну Прусскую она произвела сильное впечатление своим несгибаемым желанием найти супруга и получила от неё не только деньги на коня и обмундирование, но и тайное покровительство. Луизе оставалось всего лишь не свалиться с лошади по дороге на войну и не погибнуть в первой же боевой стычке. Уверенности в силах ей придавало то, что навыки верховой езды она приобрела ещё в юности, помогая на семейной ферме, а сабельным приёмам научил муж (а какие у вас семейные забавы?).
На Париж!
Луиза поступила добровольцем в Кенигсбергский уланский ополченский полк, и здесь важно уточнить: своего пола перед сослуживцами она, судя по всему, не скрывала. В сражениях вчерашняя белошвейка проявляла отчаянную храбрость. Под Буццином получила тяжёлое ранение — пуля пробила шею, но Луиза осталась в строю. В кавалерийской атаке у Меца картечь раздробила правую руку — рана оказалась настолько страшной, что после двух месяцев в госпитале кисть пришлось ампутировать. Но даже это не остановило её: в 1814 году, уже с протезом, скрытым под мундиром, она захватила в плен французского офицера и шестерых солдат. За этот подвиг Луизу наградили Железным крестом — высшей военной наградой Пруссии.
И знаете, она всё-таки нашла мужа! В марте 1814-го, во время триумфального вступления союзников в Париж, она узнала в рядах русских улан своего супруга. Это была встреча, которая запомнилась всем, кто оказался её невольным свидетелем.
Но на следующий день мужа не стало — картечь настигла его при очередном штурме. Александр I, впечатлённый историей Луизы, пригласил вдову в Санкт-Петербург, пообещав «милости».
«Красный кабачок» и танцы под венский оркестр
По приказу русского императора её отправили в столицу империи, где она вложила скопленные средства в ресторанчик на Петергофской дороге — знакомый всему Петербургу «Красный кабачок». Это был трактир с историей: ещё Пётр I останавливался здесь по пути в Петергоф, а в 1762-м будущая Екатерина II ночевала перед переворотом. Луиза превратила «Кабачок» в модное место: там пекли вафли по секретному рецепту — любимое лакомство гвардейцев, студенты забредали за дешёвым пуншем, а литераторы вроде Пушкина и Лермонтова приходили послушать истории хозяйки о войне. Последний упомянул кабачок в произведении «Монго»:
В тени таинственных садов
Там есть трактир... и он от века
Зовётся «Красным кабачком»...
Вскоре после покупки «Кабачка» Луиза стала женой известного переплётчика из Риги Иоганна Кессениха и открыла ещё один бизнес — танцевальный класс. На Мойке, а позже на Фонтанке, под звуки оркестра кружились пары. Здесь учились модным кадрилям на мотивы из опер Верди и без устали отплясывали польку. Сама Луиза, из-за увечья танцевать не могла, но с удовольствием наблюдала за весельем из угла, а её железный крест поблёскивал на чёрном платье, напоминая всем гостям о славном боевом прошлом хозяйки.
Женщины на войне
Луиза не была единственной женщиной-добровольцем на той войне. Десятки женщин приняли в ней участие. Элеонора Прохазка, переодетая мужчиной, погибла в битве под Герде, и лишь после смерти её тайна раскрылась. Доротея Крюгер, бывшая портниха, собственноручно сшила себе гренадерский мундир и прошла всю кампанию. В России это, конечно, Надежда Дурова — прообраз Шурочки из «Гусарской баллады». Командиры, которые по уставу не имели права брать женщин, часто закрывали глаза на пол солдат: например, в полковых документах Луизу записывали как «Людвига Графемуса».
Умирая в 1852 году, Луиза Графемус-Кессених просила похоронить себя «над землёй» — в цинковом гробу, подвешенном между деревьями на Волковском лютеранском кладбище. Желание, вероятно, исполнили, но могила до сегодняшнего дня не сохранилась.
«Красного кабачка» тоже нет — сожгли (или разобрали на дрова) большевики вскоре после революции. На его месте сейчас гаражи, железная дорога и граница старинного Красненького кладбища. Проезжая по путепроводу, рядом с метро «Автово», взгляните вниз (на ту сторону, где стоит «Цирк в Автово») и вспомните о храброй Луизе.
Спасибо, что прочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал!
Ещё статьи:
Аничков дворец - старейшее здание Невского проспекта