Найти тему
Жизнь советского человека

О каких проблемах Гагарина в полёте не знали много лет? Как далось ему возвращение на Землю

Оглавление

С советских времён мы много раз видели кадры взлёта ракеты Юрия Гагарина в космос и его улыбающееся лицо после приземления. Всё выглядело замечательно. Весь мир триумфально приветствовал первого космонавта Земли. Но никто не знал, что пришлось ему перенести в полёте. Возвращение на Землю далось не так легко, как это внешне казалось.

Перед стартом
Перед стартом

Подготовка

Работа над кораблём «Восток» начиналась КБ под руководством Королёва ещё за 4 года до старта. В серии сделали 3 разных корабля. Они отличались по внутренним системам, но были идентичны по схемам выхода на орбиту и спуску на Землю.

В теории всё было хорошо, но при испытаниях один из кораблей вместо спуска на планету ушёл выше в космос, другой взорвался вместе с подопытными собаками. Развернулись плотные работы над системой спасения. Но на случай проблем в первые 20 секунд полёта её так и не удалось сделать. Не смогли решить вопрос и перелёта спускаемого аппарата от заданной точки приземления на сотни километров.

Учитывая, что американцы «дышали в спину», Королёв решился на осознанный риск – запускать корабль с человеком. В политическом плане он был, безусловно, прав. Американцы взлетели в космос менее, чем через месяц. Благодаря решению Королёва и согласию Гагарина именно Советский Союз остался в истории космоса первым.

Подготовка к старту
Подготовка к старту

Первые проблемы

Но далось это Гагарину непросто. Начнём с простейшего – космонавты не успевали полностью пройти курс выживания при аварийном приземлении в нерасчётном районе.

Разумеется, в советское время не могло идти речи о разгильдяйстве на столь ответственном объекте. Но уже на полигоне в ракете устранили десятки небольших неисправностей. Пришлось решать вопрос с перевесом объекта с космонавтом. Для этого было две возможности: послать в космос более лёгкого Титова или снять с корабля часть аппаратуры. Королёв пошёл на второй вариант. С корабля срезали «лишнее» оборудование прямо в ночь перед стартом. Видимо в спешке повредили ряд датчиков. В случае задержки корабля на орбите это грозило серьёзными последствиями.

Старт состоялся по плану – 12 апреля 1961 года. Полёт, не считая мелких неприятностей, прошёл штатно.

Испытания при спуске

Основные испытания выпали на долю Гагарина при спуске. Когда всего на секунду раньше выключился двигатель, корабль начало закручивать. Команда на разделение отсеков последовала на 10 минут позже. В атмосфере корабль стал вращаться медленнее, зато вверх пошли перегрузки. Даже через обшивку ощущался лёгкий запах гари. Это обгорала внешняя часть спускаемого аппарата.

Вместо планируемых 9 g перегрузка выросла до 12 g. И космонавту досталось не слабо. Добавило испытаний катапультирование, когда после страшных перегрузок Гагарина буквально сдёрнуло с кресла основным парашютом. Аварийный запас с радиомаяком, продуктами, аптечкой, надувной лодкой и другими мелочами первой необходимости рухнул вниз. Неизвестно, чем бы всё кончилось, если бы космонавт приземлился в воду.

Спускаемый аппарат Гагарина
Спускаемый аппарат Гагарина

Но он и так летел в сторону земли спиной вперёд под двумя неуправляемыми куполами с приличной скоростью. К счастью, на высоте трёх десятков метров космонавта всё-таки развернуло в благоприятную для приземления «позу». Дополнительным везением стало то, что северо-западный ветер отнёс Гагарина от Волги, над которой произошло непосредственное катапультирование.

На земле

Приземлился первый космонавт с недолётом на 180 км. Из-за разбитого радиомаяка о своём местоположении он сообщить не мог. После всех перегрузок и испытаний Юрию Алексеевичу пришлось самостоятельно освобождаться от парашютов и идти в сторону ближайшей деревни.

Чуть меньше часа потребовалось на то, чтобы его доставили в ближайшую военную часть. После этого старший лейтенант Гагарин доложил по связи о своём благополучном приземлении.

На следующий день он рассказывал Государственной комиссии о том, как прошёл полёт и какие были проблемы. Гагарин не просто стал первым космонавтом, но дал массу информации конструкторам для улучшения проектов следующих кораблей, которые в наши дни известны, как «Союзы».

Первый снимок после приземления
Первый снимок после приземления

Юрий Алексеевич выдержал все испытания полёта, благодаря своей смелости и выдержке вознёс достижения Советского Союза в освоении космоса на первое место в мире навсегда.

Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал

Наука
7 млн интересуются