Найти в Дзене

Как помогает спортивный психолог: кейс с фигуристкой


Однажды подсела ко мне мама юной фигуристки. Начала одинаково, как и многие мамы.

Вы знаете, говорит, на тренировках все у нее выходит. А вот начинаются соревнования – ничего. Ну да, говорю, известная тема. На тренировках ты ас, на соревнованиях – пас.

Хорошо, говорю, а что у нее должно получаться? Мама отвечает – на тренировках от нее просят выполнить четыре прыжка. Каждый из них в два оборота.

"Она их делает. А на соревнованиях сделать четыре не получается", – мама явно растеряна.

Тут я сделаю небольшое отступление. Еще в советские годы Авцентий Цезаревич Пуни определил 3 предстартовых состояния. Он назвал их так:

  • состояние боевой готовности (мобилизационная готовность)
  • предстартовая лихорадка
  • предстартовая апатия

По мнению Пуни, перед стартом, спортсмен неизменно испытывает что-то из этого.

Стало быть, у детей-спортсменов, а в особенности у девочек, из-за вот этой ответственности, которую можно определить как социальную значимость выступления на соревнованиях, часто встречается такой вот ступор, который Пуни называл "предстартовая апатия".

Как попадают спортсмены в эту апатию? Спортсмены сначала оказываются в сильном состоянии возбуждения. А затем скатываются вниз к апатии, поскольку психика ребенка не способна выдержать напряжение.

То есть, есть определенная граница, после которой дальнейшее увеличение мотивации приведет только к ухудшению результатов. Так называемая кривая Йеркса-Додсона. Слетая вниз с горки предельного возбуждения, спортсменка попадает в фазу запредельного торможения, а это уже закон Ухтомского.

Как только на детей чересчур вешается социальная значимость спортивного результата – спорт для них постепенно заканчивается. Заканчивается игра – начинается давление.

Хорошо, теоретические выкладки закончились. Как тут помочь нашей фигуристке?

Сразу скажу, что это получилось ни за одну встречу. Наконец, мы с девчонкой договорились.

А давай-ка, говорю, мы с тобой на соревнованиях попробуем сделать не четыре, а два прыжка. То есть, изначально поставим перед собой планку высоты ниже. Давай попробуем сделать два. Но сделать!

-2

И вот после соревновательных прокатов мы с ней встречаемся. Я вижу, что она смотрит совсем другими глазами. Конечно, она делает два. Абсолютно спокойно. А дальше у нее остается желание шаг за шагом делать больше.

Адекватные цели, которые выполняются по шажочку, добавляют уверенности. А вместе с ней все становится по плечу.