Во второй половине XVIII века во время раскопок в Помпеях большого здания на юге города раскопщики нашли некоторое количество богато украшенного защитного вооружения. Здание впоследствии получило название Гладиаторских казарм, а вооружение поступило в королевский музей.
Считается, что такая красивая защита могла использоваться гладиаторами для парадных шествий до боев, когда представляли участников. Особенно важным это представление для болельщиков. И пусть вас не смущает это современное слово – у древнеримских гладиаторов были самые настоящие фанаты.
За некоторое время до боев в Помпеях обычно писали объявления на стенах. В них указывали дату и время мероприятия, его устроителя, участников – по именам и парам бойцов, а также дополнительные условия проведения. Например, что «будет натянут веларий» – это тент над амфитеатром, защищавший зрителей от солнца. Таких объявлений в Помпеях найдено несколько.
Переполненные эмоциями зрители уже после гладиаторских боев могли нацарапать на стенах города свои сообщения. Интернета не было, обмениваться впечатлениями приходилось устно, но иногда поделиться хотелось не только с ближними – и на помощь приходили стены.
Сохранились граффити, то есть, процарапанные надписи, с указанием пар участвовавших в боях гладиаторов – по именам и со значками около них, означавшими исход каждого боя. Например, v – vicit /победил, m – missus /отпущен (если проиграл, но был прощен), p – periit /погиб. Кто не умел писать, мог просто нацарапать любимого героя. Такие картинки тоже известны.
Фанаты могли быть весьма серьезно настроены, криками и жестами поддержка любимых бойцов не ограничивалась. Драки были обычным делом. Особенно остро стоял вопрос агрессии зрителей, когда на арене бились гладиаторы из разных школ, имевшие целые «клубы» своих поклонников в разных городах.
Однажды в Помпеях гладиаторские игры закончились, не начавшись, когда зрители из Помпей и соседнего города Нуцерия схлестнулись стенка на стенку. Побоище было настолько ужасающим, что дело дошло до императора. Нерон специальным указом запретил гладиаторские игры в Помпеях на следующие десять лет. Впрочем, эта история достойна отдельного рассказа, и мы к ней вернемся в будущем.
В общем, казалось бы, что роскошные шлемы, панцири и поножи имели смысл только в параде, но на фресках и рельефах мы можем увидеть, что они вполне подходили и для боев. Так что считать их исключительно парадными нет оснований.
Если сравнить такой шлем гладиатора со шлемом профессионального воина – легионера, то сравнение будет не в пользу первого. Гладиаторские шлемы тяжелее: они весили 3-5 килограммов, тогда как боевые – в пару раз легче. Обзор и воздухообмен в гладиаторских шлемах были гораздо хуже, чем в шлемах легионеров. И это можно объяснить.
Условия реального боя сильно отличались от пусть и серьезного, но все же представления на арене. Гладиаторы надевали свои «латы» непосредственно перед боем, часто выходя на него отдохнувшими и в хорошей физической форме. Состояние легионера на момент боя могло быть разным, а перед боем случалось и марш-бросок совершить, и «окопы выкопать».
Шлем никогда не надевали на «пустую» голову, а только на подшлемник – вернее, последний крепили к шлему. Но подшлемники делали из органических материалов, например, войлока, и они закономерно до нас не дошли, в отличие от шлемов из металла.
Кстати, о металле. Подавляющее большинство этих роскошных шлемов сделаны из бронзы. Она легко поддается обработке, в отличие от железа. Впрочем, в Неапольском археологическом музее есть и железный шлем из Помпей, но без декора.
Разная форма шлемов вовсе не дань моде или прихоть оружейника. Часто она была обусловлена особенностями боя того или иного типа гладиатора. Например, в паре «секутор против ретиария» шлем секутора с высоким гребнем позволил бы ретиарию, вооруженному сетью, накинуть ее на противника и зацепить за шлем. Чтобы этого не случилось, секутор использовал гладкий шлем.
Спасаясь от извержения Везувия, люди брали с собой самое ценное, главное – легко движимое имущество, к которому гладиаторское вооружение, несмотря на прекрасную отделку, не относилось. Поэтому оно и дошло до нас, пролежав под десятиметровым слоем окаменевшего пепла 1700 лет.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.