Найти тему
Жизнь советского человека

Как советские моряки самостоятельно спаслись с затонувшей подводной лодки? Мужество выживания среди моря

Во время Великой Отечественной войны советские солдаты часто проявляли настоящие чудеса героизма, выживая в ситуациях, когда фактически спастись невозможно. Одна из таких реальных историй – перед вами.

С-11
С-11

Советская субмарина С-11 была зачислена на баланс Балтийского флота в конце первого месяца войны. В начале августа она возвращалась с боевого дежурства и, по одним сведениям, напоролась на мину, по другим – была атакована и потоплена немецкой лодкой U-144.

В результате корпус опустился на глубину 11м, накренившись на левый борт. В живых остались только 4 человека в 7-м отсеке. Это был торпедист Николай Никишин, артиллерист Василий Зиновьев и два электрика – Александр Мазнин и Василий Мареев.

Они решили не сдаваться и попробовать выбраться на поверхность с помощью торпедного аппарата. Физическую и психологическую нагрузку выдержали не все. У Мареева помутился разум. Он стал бессвязно бормотать и смеяться.

Выпустить торпеду и начать выбираться через шахту аппарата удалось только через 5 часов. Всё это время давление и объём токсичных газов в отсеке становились всё сильнее. Вода дошла до груди и дышать становилось тяжелее.

Чтобы окончательно не переохладиться, моряки намазали свою нижнюю одежду (в которой оставались) солидолом. Для всплытия на поверхность у каждого была маска и кислородный баллон. Выбираться начал через открытую крышку торпедного аппарата.

Спасшиеся
Спасшиеся

Первым пошёл Никишин, который запустил на поверхность буй с тросом и сам потихоньку стал подниматься. Парень старался двигаться медленнее, чтобы успеть физически адаптироваться.

Вверху было ветрено, штормило и царила ночь. Николай подёргал трос, подавая сигнал к подъёму следующему, Мазнину. Никто не появлялся. Оказалось, что в это время внизу разыгрывалась настоящая трагедия.

Мазнин выбрался с подлодки и стал ждать следующего Зиновьева. Но того всё не было. Александр решился вернуться в лодку и увидел, как товарищ всеми силами пытается натянуть на Мареева дыхательный аппарат. Но им не удалось этого сделать даже вдвоём.

Видя бесплодность попыток, Мазнин повернул к поверхности, чтобы успеть всплыть самому. Даже двоим держаться за небольшой буй было сложно. А скоро должен был всплыть третий член команды.

Никишин принял решение плыть за помощью. Он сориентировался по звёздам в направлении ближайших островов и поплыл. Землю матрос увидел, когда наступило утро. Его нашли на берегу.

Прежде чем окончательно потерять сознание, он успел прошептать, что в море живы ещё два его товарища. К этому времени Никишин проплыл в холодной воде 15 км за 7,5 часов!

Оставшийся у буйка Мазнин то плавал вокруг, то цеплялся за него ослабевшими пальцами. Он не знал, доплыл ли один друг до берега и жив ли второй товарищ, который почему-то до сих пор в глубине. Матрос просто выживал.

Утром стало тихо, и он услышал звук корабля, который шёл в его направлении. Мазнин обеспокоенно передал спасателям, что внизу находятся ещё два моряка. К сожалению, в живых оставался только Зиновьев. Он до конца находился внутри подлодки, видя, как постепенно затихает Мареев. Кислород в свободном от воды пространстве отсека всё уменьшался. Наконец Зиновьев понял, что нужно срочно всплывать.

В воде он увидел, что трос сверху ни за что не закреплён (его случайно перерубил спасательный корабль). Чтобы «пробкой» не выскочить на поверхность, подводник стал всплывать вверх ногами, потихоньку отпуская трос вниз.

Спасательный корабль забрал всех живых. Моряков немедленно отправили в госпиталь. Особенно сложно пришлось Никишину, которому не сразу вернули возможность двигаться и нормальную температуру тела.

Как только моряки оправились, они сразу попросили вернуть их на флот. Воевали они в разных местах, и судьба, к счастью, сохранила всех троих.
А. Мазнин, Н. Никишин и В. Зиновьев у памятника боевым друзьям, 1961 год
А. Мазнин, Н. Никишин и В. Зиновьев у памятника боевым друзьям, 1961 год

Их подвиг мог затеряться в общей истории Великой Отечественной войны. Если бы не случайные поиски одной из родственниц членов экипажа. Она искала место гибели своего дяди и случайно нашла подробности счастливого спасения трёх моряков в дневниках Александра Мазнина, с которыми разрешил ей ознакомиться его сын.

Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Подписывайтесь на канал