Сегодня я предлагаю вспомнить подвиг русского дипломата, оказавшегося рабом на галере османского флота, который летом 1569 года поднимался вверх по реке Дон, по берегу паралельно шла гигантская армия турок и рабочие для строительства канала между Доном и Волгой, по которому флот должен был подойти к Астрахани и забрать у России недавно присоединенные южные земли. Бывшим дипломатом был Семен Елизарьевич Мальцев. В мае он отравляет депешу в Москву о скором нападении Османов, после чего сам отправился на Родину, но по дороге Мальцев попадает в плен, оказываясь гребцом на галере. Где он быстро создал группу из невольных христиан, которые собирались захватить корабль во время боя с русской армией.
Но это даже не цветочки и не бутоны, и даже не ростки. Пока канала не было, сухопутные силы турок, не теряя времени, выдвинулись к Астрахани по суше, а перед этим главнокомандующий Касим паша, узнав, что один из гребцов русский дипломат, берет его с собой в поход, и это была его роковая ошибка. Забегая вперед скажу, пленники поднимут восстание и без него и захватят корабль, когда у стен Азова неприятельский флот атакуют донские казаки, и разгромят его на своих легких стругах. Но вернемся к главной теме. Итак,вскоре гигантская армия вышла к городу, и потребовала сдать его в надежде на поддержку мусульманского населения Астрахани. Но жители отказали османам, и первые были вынуждены начать осаду, к которой не готовились.
Время шло, но город держался, и это неудивительно, ведь у османов не было даже осадных орудий. Вот уже подходил к концу сентябрь, и не имевшие теплой одежды и припасов войска были готовы взбунтоваться. Тем более в это время в крепость смог прорваться русский отряд князя Серебряного-Оболенского. С этого момента Семен Мальцев, прикованный к пушке, признается паше в том, что отправил депешу о походе в Москву, и добавляет, что главная русская армия уже на подходе к городу, и все слухи о ней правда. Приняв сказанное во внимание, Касим паша решает отступать. 26 сентября 1569 года Османская армия начинает отход к Азову. Во время перехода к Семену Мальцеву подходят знатные представители Ногайской орды, от которых, знающий много языков дипломат, узнает много полезного.
В частности, он обращает внимание на то, что крымский хан крайне недоволен походом, и опасается попадания в вассальную зависимость от султана Селима II. Так же не было и богатой добычи, к который привыкли крымчаки. На этом Мальцев решил сыграть. Он делает так, что к хану Давлет Герею попадает информация о том, что турки хотят взять его государство под свой протекторат и лишить независимости. И эта провокация работает. Решив что его обманули, Давлет Герей ведет турок к Азову по самым безжизненным местам. В которых турки теряют лошадей, начинается мор. При этом изможденную армию атакуют казаки, кавказские горцы, да и сами крымчаки. Как итог, домой из Астраханского похода вернулось меньше трети воинов. А уцелевшие янычары сказали Селиму: "Казни нас Султан, но с русскими мы воевать больше не будем". Что касается Семена Елизарьевича, он вернулся из плена, и его следы теряются в 1577 году.