Найти тему
Как копить

5 главных факторов (и их последствия), оказавшие влияние на фондовый рынок в марте — то, что нужно знать каждому инвестору

Оглавление

Минфин России увеличивает заимствования и ежедневно покупает доллары — каждый день на сумму около 7 млрд рублей — тем самым, не давая рублю укрепиться  По традиции публикуем финансовый обзор прошедшего месяца, который поможет выстроить эффективную инвестиционную стратегию, от Александра Лосева — генерального директора УК «Спутник».
Минфин России увеличивает заимствования и ежедневно покупает доллары — каждый день на сумму около 7 млрд рублей — тем самым, не давая рублю укрепиться По традиции публикуем финансовый обзор прошедшего месяца, который поможет выстроить эффективную инвестиционную стратегию, от Александра Лосева — генерального директора УК «Спутник».

Март для мирового рынка прошел под знаком роста фондовых индексов, роста глобальной инфляции, роста доходности американских казначейских обязательств, роста доллара, роста цен на нефть, неожиданных проблем с мировыми цепочками поставок из-за блокировки Суэцкого канала — какие выводы можно из этого сделать и как улучшить свою инвестиционную стратегию?

К сожалению, для России март был омрачен ожиданием новых санкций со стороны США, которые пока остались лишь угрозами.

Дело в том, что действия иностранных игроков заметно влияют на динамику российского рынка, а на сознание инвесторов очень сильно давят любые упоминания о санкциях. Многим иностранцам надоело, что, как только наш рынок начинает расти, возникают разговоры о санкциях , им приходится продавать активы с убытком и уходить. Потом санкционная риторика затихает, индексы идут вверх, иностранные инвесторы вынуждены возвращаться в российские активы, чтобы не отставать от восходящей динамики индексов. Потом разговоры о санкциях начинаются снова — и так несколько раз за год. В результате многие отказываются работать на российском рынке.

В марте продолжился рост цен на биржевые товары, на промышленные металлы, на нефть и агропродукцию.

Нефть в марте доходила до отметки 71 доллар за баррель. Подъем сырьевых рынков обусловлен дефицитом этих товаров из-за пандемического года и торможения производств, а также связан с колоссальной денежной эмиссией прошлого года и начала текущего. Объем стимулов с начала пандемии уже оценивается в 20 трлн долларов.

Именно действия правительств и монетарных властей по денежной накачке экономик как раз вызывают одновременный подъем рынков, подъем цен на продовольственные товары, на промышленные товары. Казалось бы, для России рост цен на металлы, нефть, продукты экспорта должен был укрепить рубль, но санкционные риски перевешивают . И несмотря на то, что американские рынки вновь обновили исторический максимум, мы по-прежнему отстаем от всего мира.

Помимо этого, в марте впервые за несколько месяцев Банк России перешел от снижения ключевой ставки к ее повышению

из-за резкого роста инфляции в конце 2020 года вследствие значительной девальвации рубля и сильных инфляционных ожиданий 2021 года. Инфляция не могла не вызвать ожидание роста ставок ЦБ. И сейчас уже очевидно, что реальные ставки (номинальные ставки минус инфляция) не могут быть отрицательными длительное время. Повышение ставок затронуло российский рынок облигаций, в первую очередь рынок ОФЗ. Это рано или поздно скажется на ставках депозитов (доходности вырастут) и на экономике в целом (рост затормозится).

Одновременно Минфин России увеличивает заимствования и ежедневно покупает доллары — каждый день на сумму около 7 млрд рублей — тем самым не давая рублю укрепиться.

Вероятно, слабый рубль — это неплохо для бюджета, потому что стоимость барреля в рублях растет, но это вызывает отток капитала из России и негативно сказывается на настроениях на российском финансовом рынке.

Рубль давно уже перестал быть нефтяной валютой и никакой корреляции, то есть линейной зависимости между курсом рубля и стоимостью барреля, нет.

Динамика доллар/рубль в последние несколько лет определяется в основном разницей в процентных ставках по рублям и долларам (процентный арбитраж кэрри-трейда) и направлением движения капиталов на внешних рынках. Все зависимости рубля и сырьевых товаров нелинейны и, более того, стабильность рубля никак не поддерживается и никем не защищается, в том числе и Банком России, несмотря на то что это записано в статье 75 Конституции РФ. По итогам 2020 года рубль стал слабой валютой, хотя экономика России пострадала от пандемии намного меньше большинства стран мира (падение по данным Росстата составило всего 3,5%).

Следите за нашими обновлениями, мы делимся своими инвестиционными идеями!