Сегодня, не имеющее вчера, не имеет завтра»
Марина Цветаева.
Стремление мира к хаосу — фундаментальное свойство природы
(2 закон термодинамики). Однако нельзя считать его основой всех разрушительных действий, совершаемых людьми.
Вандализм – явление древнее, однако каждый новый случай шокирует общественность. Разберемся, что же толкает человека к истязанию и уничтожению шедевров.
1. Вандализм обыкновенный
Разрушение прекрасного без какой-либо четкой цели, рефлексии и оценки собственных действий, форма деструктивного (девиантного) поведения человека.
Примером могут служить исцарапанные инициалами и датами стены Колизея – древнейшего памятник архитектуры Древнего Рима, возраст которого почти 2000 лет.
Жертвой такого типа вандализма в 2018 году стала картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Мужчина 42 лет нанес полотну несколько ударов металлической стойкой ограждения, повредив холст осколками. Он объяснил, что на акт вандализма его вдохновил выпитый в буфете стакан водки. На эту картину покушались и ранее, однако в 1913 году причиной послужило психическое расстройство нападавшего.
2. Вандализм из лучших побуждений.
Не всегда истязание произведений искусства - результат насилия. Были случаи, когда реставрационные работы наносили больший ущерб, чем могли бы вандалы.
Самым известный пример - так называемый «Пушистый Иисус» - результат реставрации фрески художника Элиаса Гарсиа Мартинеса в церкви Борха испанского города Сарагоса. Отдавая прихожанке работу XVII века, владельцы точно не надеялись получить её обратно в таком виде.
На улицах города также можно встретить примеры некачественной реставрации. В Москве особое внимание привлекли «восстановленные» в 2019 году горельефы на доходном доме Константинова в Сверчковом переулке.
К сожалению, даже профессионалы допускают ошибки. В Каирском музее пострадала золотая маска фараона Тутанхамона, созданная в 1323 году до н.э. В 2014 году ее уронили, перемещая в витрину, и от шедевра откололась ритуальная борода. Сотрудники музея, побоявшись последствий, решили справиться самостоятельно - прикрепили отколовшуюся часть под искаженным углом на обыкновенный эпоксидный клей, а его подтеки попытались соскрести скальпелем.
3. Вандализм как искусство
Искусство – процесс созидательный, однако в современной истории есть примеры, когда вандализм позиционировали как художественный жест.
В 1953 году абстракционист Роберт Раушенберг стер рисунок художника Виллема де Кунинги, выставил оставшийся пустой лист, дал ему описание и назвал «Стертый рисунок де Кунинга».
В 1974 году Тони Шафрази нанес на «Гернику» Пабло Пикассо надпись «KILL LIES ALL» («убить всю ложь») красной краской, а российский акционист Александр Бренер в 1997- зеленый знак доллара на «Супрематизм» Казимира Малевича.
В 2010 году Ян Пищиков устроил перформанс - протаранил стеклянную стену выставочного пространства фонда Stella Art Foundation во время выставка Андрея Кузькина «Герои левитации». Осколками ранило журналистку, были повреждены скульптуры и коммуникационные системы здания.
4. Вандализм как социальный протест
Не только художники покушались на произведения искусства, чтобы быть услышанными. Некоторые поступали так для привлечения внимания к особенно волнующим социальным проблемам и событиям.
Так в 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон нанесла 8 ударов ножом знаменитой картине Диего Веласкеса «Венера с зеркалом». Это был знак протеста против ареста другого общественного деятеля – ее подруги Эммелин Панкхерст.
А в 2015 году неизвестные похитили гранитную книгу с памятника жертвам политических репрессий в Петербурге. На ее месте они оставили глубокомысленную записку на куске картона: «Кто не помнит прошлого, обречен на его повторение».
5. Вандализм как политический инструмент
Особый масштаб приобретает вандализм, совершаемый организованной группой людей или политическими силами государства.
В период вооруженных конфликтов страдают тысячи произведений искусства. Великая французская и Октябрьская социалистическая революции привели к уничтожению христианских святынь, обладающих огромной исторической и художественной ценностью.
В наше время уничтожение культурного насилия осуществляется крупнейшей террористической организацией «Исламское государство». Например, в 2015 году были взорваны Храм Баала и Монументальная арка в Пальмире, построенные в самом начале нашей эры.
Политический вандализм – не всегда уничтожение объектов культурного наследия – порой, это их особое преобразование. В 2020 году Собор Святой Софии в Стамбуле – древнейший центр христианства, охраняемый ЮНЕСКО, лишен статуса музея и зарегистрирован как мечеть. Наследие византийской империи находится под угрозой и скрыто от глаз посетителей.
Никакие причины не могут быть оправданием для истязания произведений искусства. Мы не должны превращать их в оружие политический, социальной или личной пропаганды, тем самым лишая себя будущего.
Автор: Ирина Муштатова