Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

5 причин изуродовать произведение искусства

Сегодня, не имеющее вчера, не имеет завтра»
Марина Цветаева.

Стремление мира к хаосу — фундаментальное свойство природы
(2 закон термодинамики). Однако нельзя считать его основой всех разрушительных действий, совершаемых людьми.

Вандализм – явление древнее, однако каждый новый случай шокирует общественность. Разберемся, что же толкает человека к истязанию и уничтожению шедевров.

1. Вандализм обыкновенный

Разрушение прекрасного без какой-либо четкой цели, рефлексии и оценки собственных действий, форма деструктивного (девиантного) поведения человека.

Примером могут служить исцарапанные инициалами и датами стены Колизея – древнейшего памятник архитектуры Древнего Рима, возраст которого почти 2000 лет.

Выцарапанная на стене Колизея аббревиатура
Выцарапанная на стене Колизея аббревиатура

Жертвой такого типа вандализма в 2018 году стала картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Мужчина 42 лет нанес полотну несколько ударов металлической стойкой ограждения, повредив холст осколками. Он объяснил, что на акт вандализма его вдохновил выпитый в буфете стакан водки. На эту картину покушались и ранее, однако в 1913 году причиной послужило психическое расстройство нападавшего.

-2

2. Вандализм из лучших побуждений.

Не всегда истязание произведений искусства - результат насилия. Были случаи, когда реставрационные работы наносили больший ущерб, чем могли бы вандалы.

Самым известный пример - так называемый «Пушистый Иисус» - результат реставрации фрески художника Элиаса Гарсиа Мартинеса в церкви Борха испанского города Сарагоса. Отдавая прихожанке работу XVII века, владельцы точно не надеялись получить её обратно в таком виде.

«Пушистый Иисус» (Ecce Mono)
«Пушистый Иисус» (Ecce Mono)

На улицах города также можно встретить примеры некачественной реставрации. В Москве особое внимание привлекли «восстановленные» в 2019 году горельефы на доходном доме Константинова в Сверчковом переулке.

Горельефы на доходном доме Константинова
Горельефы на доходном доме Константинова

К сожалению, даже профессионалы допускают ошибки. В Каирском музее пострадала золотая маска фараона Тутанхамона, созданная в 1323 году до н.э. В 2014 году ее уронили, перемещая в витрину, и от шедевра откололась ритуальная борода. Сотрудники музея, побоявшись последствий, решили справиться самостоятельно - прикрепили отколовшуюся часть под искаженным углом на обыкновенный эпоксидный клей, а его подтеки попытались соскрести скальпелем.

Маска фараона Тутанхамона
Маска фараона Тутанхамона

3. Вандализм как искусство

Искусство – процесс созидательный, однако в современной истории есть примеры, когда вандализм позиционировали как художественный жест.

В 1953 году абстракционист Роберт Раушенберг стер рисунок художника Виллема де Кунинги, выставил оставшийся пустой лист, дал ему описание и назвал «Стертый рисунок де Кунинга».

«Стертый рисунок де Кунинга»
«Стертый рисунок де Кунинга»
  Негатив
Негатив

В 1974 году Тони Шафрази нанес на «Гернику» Пабло Пикассо надпись «KILL LIES ALL» («убить всю ложь») красной краской, а российский акционист Александр Бренер в 1997- зеленый знак доллара на «Супрематизм» Казимира Малевича.

В 2010 году Ян Пищиков устроил перформанс - протаранил стеклянную стену выставочного пространства фонда Stella Art Foundation во время выставка Андрея Кузькина «Герои левитации». Осколками ранило журналистку, были повреждены скульптуры и коммуникационные системы здания.

Въезд автомобиля в пространство Stella Art Foundation
Въезд автомобиля в пространство Stella Art Foundation

4. Вандализм как социальный протест

Не только художники покушались на произведения искусства, чтобы быть услышанными. Некоторые поступали так для привлечения внимания к особенно волнующим социальным проблемам и событиям.

Так в 1914 году суфражистка Мэри Ричардсон нанесла 8 ударов ножом знаменитой картине Диего Веласкеса «Венера с зеркалом». Это был знак протеста против ареста другого общественного деятеля – ее подруги Эммелин Панкхерст.

 «Венера с зеркалом» и последствия нападения
«Венера с зеркалом» и последствия нападения

А в 2015 году неизвестные похитили гранитную книгу с памятника жертвам политических репрессий в Петербурге. На ее месте они оставили глубокомысленную записку на куске картона: «Кто не помнит прошлого, обречен на его повторение».

 Памятник жертвам политических репрессий    М.Шемякин, А.Васильев, В.Бухаев
Памятник жертвам политических репрессий М.Шемякин, А.Васильев, В.Бухаев

5. Вандализм как политический инструмент

Особый масштаб приобретает вандализм, совершаемый организованной группой людей или политическими силами государства.

В период вооруженных конфликтов страдают тысячи произведений искусства. Великая французская и Октябрьская социалистическая революции привели к уничтожению христианских святынь, обладающих огромной исторической и художественной ценностью.

Разрушение Храма Христа Спасителя, 1931
Разрушение Храма Христа Спасителя, 1931

В наше время уничтожение культурного насилия осуществляется крупнейшей террористической организацией «Исламское государство». Например, в 2015 году были взорваны Храм Баала и Монументальная арка в Пальмире, построенные в самом начале нашей эры.

Монументальная арка в Панаме после взрыва
Монументальная арка в Панаме после взрыва

Политический вандализм – не всегда уничтожение объектов культурного наследия – порой, это их особое преобразование. В 2020 году Собор Святой Софии в Стамбуле – древнейший центр христианства, охраняемый ЮНЕСКО, лишен статуса музея и зарегистрирован как мечеть. Наследие византийской империи находится под угрозой и скрыто от глаз посетителей.

Никакие причины не могут быть оправданием для истязания произведений искусства. Мы не должны превращать их в оружие политический, социальной или личной пропаганды, тем самым лишая себя будущего.

Автор: Ирина Муштатова