Почти все правление Ивана Васильевича сопровождалось постоянным ростом цен. Для строительства растущей державы, содержания армии и государственного аппарата нужны были деньги. Их постоянно чеканили три монетные двора.
Государство стремилось контролировать все золотые и серебряные потоки, идущие в страну, но приток серебра затруднялся отсутствием выхода к морю. Балтийские города-посредники — Дерпт, Рига, Таллинн — ограничивали возможности русских купцов. В 1558 году Иван Грозный начал Ливонскую войну для того, чтобы утвердиться на Балтике.
Как Ливонская война и опричнина повлияла на выпуск монет
В 1565 году Иван Грозный ввел опричнину, и монетный двор оказался как раз в земской части. Формально это означало, что им управлял Земский собор и Боярская Дума. Опричное войско, во власти которого оказались все оставшиеся земли, наводило страх на все население и безнаказанно грабило неугодных бояр. Богатых людей, готовых перечеканить свое серебро в монету, стало мало, так как в первую очередь по ним прокатилась волна опричнины.
Рост цен требовал все больше монет крупного номинала, которые выпускались в Новгороде и Пскове. Денга иполушка постепенно превращались в мелкие разменные деньги. Их чеканка становилась невыгодной для заказчиков, много терявших при переплавке своего серебра. Купцы стали предпочитать сабленице копейку, которую можно было заказать в Новгороде и Пскове. Лишенный притока серебра, Московский монетный двор начал приходить в упадок.
Псковский же и Новгородский денежные дворы во второй половине XVI века вступили в эпоху своего расцвета. Туда устремилась большая часть запасов серебра, еще хранившихся у населения. В 1558 году к Московскому царству после военных побед была присоединена Нарва — у страны появился выход к Балтийскому морю. При активном участии новгородского купечества, имевшего давние связи с Ганзейским союзом, оживилась внешняя торговля. Это вызвало новый приток серебра на Новгородский и Псковский монетные дворы.
Как работали монетные дворы в Москве, Пскове и Новгороде
Главным монетным двором страны признавался Московский, где чеканилась основная монета Русского государства — денга-московка. Но со второй половины XVI века активность Московского монетного двора пошла на спад. В 1547 году город опустошили пожары: дотла выгорели Китай-город, дворы в Кремле иЗамоскворечье, посад от Арбата до конца Тверской улицы. Пострадал и монетный двор.
Псковский двор был небольшим. Состоял из нескольких деревянных построек, обнесенных забором. В двух избах работали мастера, в одной из них вотдельной комнате сидел приказчик. В сарае стояли четыре каменные печи — там тянули проволоку из серебряных слитков. Основную продукцию Псковского монетного двора составляли копейные деньги. Оживление его деятельности началось с 1560-х годов, когда город стал базой для размещения русского войска. После присоединения к России Нарвы и Дерпта свободный выход на европейский рынок получило и здешнее купечество.
В 1570 году Иван Грозный разгромил Новгород, однако и это пошло на пользу Новгородскому монетному двору. Он находился на Торговой стороне, которая после расправы отошла к опричникам, и одним из главных заказчиков двора стала московская власть.
Для монетного дела в это время характерно разделение труда. В выпуске денежных знаков участвовали мастера нескольких специальностей: кузнец, волочильщик, боец, подметчик и чеканщик. Работа требовала не только силы, но и ловкости, учитывая размер монет.
Денежники объединялись в артели, которые были похожи на западноевропейские цехи. Во главе стоял староста. Специальные чиновники следили за работой артели. Работники сдавали отчеканенные монеты и кусочки серебра, которые оставались после чеканки. Всего в Москве и Новгороде на каждом из дворов работало по 30 человек, не считая администрации, в Пскове — 10-15 человек.
Чем отличаются монеты Ивана Грозного
Все ранние монеты Ивана Васильевича чеканили без его имени, как и последние монеты его отца. Но уже следующие серии монет Грозного имеют обозначение имени князя, а затем и царя; на псковской царской копейке Грозного появилось обозначение денежного двора, тогда как в Новгороде и Москве постоянный знак места чеканки появился только на монетах сына - Федора Ивановича. На монетах Грозного, чеканенных в Москве и в Новгороде, знаком денежного двора служили самые различные инициалы, по-видимому, знаки мастеров.
Изображения всадников на новгородских и псковских копейках отличаются художественными достоинствами. Всадник сидит на скачущем коне, он одет в кольчугу, доходящую до бедер и в высокие сапоги, за спиной развевается плащ. Правой рукой он держит копье, а левую прижимает к груди. Всадник изображается с бородой или без, волосы то короткие, то длиной до плеч, нос с горбинкой. Историки предполагают, что это может быть и портрет Ивана Грозного.
На голове у всадника сначала великокняжеская шапка, позднее — трехлучевой царский венец. На реверсе легенда — "Князь великий и государь всеа Руси", "Князь великий Иван", "Государь всеа Руси", позднее — "Царь и князь великий Иван всеа Руси", "Царь и князь великий Иван".