Фильм снят режиссером Владимиром Басовым по пьесе Джона Бойнтона Пристли «Опасный поворот» на киностудии «Мосфильм», 1972 г.
Еще один кинофильм о том, что правда не всегда полезна, а иногда и опасна. Поиски правды героем Ю. Яковлева приводят к трагическому финалу.
Статья посвящена образу искателя правды Роберта Кэплена (Ю. Яковлев).
Как выясняется, дружеская компания может таить в себе множество тайн. Я предположила, что режиссер Владимир Басов надел на всех героинь парики не только потому, что это было модно. Парик в данном случае символичен - он меняет истинное лицо человека.
Ухватившись за первое несоответствие диалога Фреды и Олуэн, Роберт , закусив удила, устремился ворошить муравейник человеческих отношений.
Все по очереди предупреждали любителя правды, что не стоит этого делать. Прямой, как рельс, Роберт допросил каждого, невзирая на родственные и дружеские отношения. В результате всплыло все, что лучше было бы держать в тайне.
Целью Роберта был не поиск истины, до выяснения причины смерти Мартина еще очень далеко. Господину Кэплену просто захотелось ясности, он так любит, чтобы все были честными.
Узнав правду, потрясенный герой пускает себе пулю в лоб. Роберт разочарован во всем и во всех. Его мир рухнул, а создать новый он не в состоянии потому, что жил в придуманном мире.
Выясняется, что любитель правды не сильно отличается от тех кого обличал и допрашивал.
Его жена Фреда (В. Титова) изменяла ему с покойным братом Роберта Мартином. Это стало известно в ночь всеобщего вынужденного откровения.
Но Фреда, выйдя замуж за Роберта, пыталась забыть Мартина. Она говорит о том, что в браке с Робертом это было невозможно. Он позиционирует себя, как человека, живущего по правилам, принципиального и честного.
На самом деле Роберт излишне правильный, живой человек в нем спит и просыпается лишь по желанию Роберта. Можно понять Фреду, которой пришлось стать женой манекена.
Честный правдолюбец любил супругу шурина, Бетти (Е. Валаева).
И даже не саму Бетти, а тот образ, который выдумал себе. Не считая нужным скрывать свои чувства от Фреды, Роберт оказывает Бетти знаки внимания, защищает ее от всех и вся, хотя должен был так вести себя по отношению к своей жене.
По крайней мере, правильный и порядочный человек вел бы себя именно так. Но Роберт считает это нормальным, себя он не обвиняет ни в чем, это его, великолепного, все разочаровали.
Этого героя даже романтиком нельзя назвать. Роберт говорит о том, что у него была жена, и любимая девушка, в обеих она разочаровался благодаря их обману. Он должен был благодарить Фреду за то, что она терпела его любовь в Бетти. Не изменил, это верно, но это тот случай, когда лучше бы изменил.
Адюльтер Бетти и Стэнтона (В. Басов), скрывавших свои отношения, выглядит даже более порядочно, чем порхание Роберта над Бетти на глазах у жены. И как вообще можно понять фразу женатого человека о том, что у него была жена и любимая девушка?
Для Роберта изменой считается физическая близость, он вообще производит впечатление человека, не уделяющего внимания сексу, как неприятному аспекту супружеской жизни.
Гораздо интересней и порядочней вздыхать о якобы непорочной Бетти, которая замужем за братом его супруги. Это так красиво, а, главное честно.
Что характерно, свою обожаемую Бетти Роберт с негодованием опрокинет в грязь узнав о ее романе со Стэнтоном.
Даже кристально чистый и честный человек не будет настаивать на том, чтобы друзья непременно рассказали ему то, что не хотят говорить. У каждого из них может быть своя причина молчать, желание Роберта в этом случае вторично. Его были вынуждены слушаться, как главу фирмы, как человека, от которого многое зависит.
Интересуясь правдой, следует спросить себя, готов ли ты к ней. Правда не всегда красива и не всегда нужна.
Если читателям интересна тема, следующая статья будет об Олуэн.