Григорий Ефимович Новых, получивший прозвище "Распутин" за свой образ жизни, одна из самых парадоксальных фигур русской истории. Фактический правитель России с 1907 по 1916 годы, которого почти все современники считали редкостным проходимцем, и только царская семья - святым, заступником, молитвенником, обеспечившим божественную поддержку их царствованию.
Родился Григорий в крестьянской семье, и лет до тридцати его жизнь была обычной для крестьянина: работал, женился, немного "умел грамоте". Но затем открыл для себя, что можно прокормиться куда легче, чем крестьянским трудом, и вошёл в секту хлыстов - беспоповцев. Там каждый сам себе поп - каждый проповедует в меру своего разумения.
Здесь и раскрылся настоящий талант Григория - талант влиять на окружающих. Этот угрюмый чернобородый мужик с пронзительными глазами, казалось, мог внушить кому угодно и что угодно.
Известен случай, когда на железнодорожной станции Распутин встретился с толпой китайцев, едущих на работу в Москву. Повинуясь только его взгляду, китайцы окружили его, и каждый старался дотянуться, притронуться. А ведь эти люди не знали ни слова по - русски! Какова же была сила воздействия его слов, особенно на тех, кто хотел ему верить?!
Вот так, в обличии религиозного фанатика, в 1902 году Распутин появился в Петербурге. "Сибирский пророк" быстро окружил себя поклонниками, главным образом поклонницами, стал вхож в дома аристократии, сумел произвести впечатление на митрополита, и наконец, в 1907 году был представлен царской семье.
Зачем он был нужен самодержцам? Зачем при дворе вообще появлялись (и жили там месяцами) то юродивый Митенька, то Матронушка - босоножка?
Непосвящённым это было непонятно, но то, что произошло дальше, казалось уже просто невероятным: вскоре Распутин уже называл царя и царицу "папой" и "мамой", часами их наставлял и поучал, предсказывал и пророчествовал, советовал, кого из министров сместить, кого назначить, и проворачивал финансовые комбинации. Доверие к нему было безгранично!
Когда ближайшие родственники царской семьи пытались рассказать о том, как и что творит царский любимец за стенами дворца, в каком разврате погряз, какие берёт взятки за снятия - назначения, царица неизменно истерически восклицала:
- Как Иуда предал Христа, так и вы предаёте святого!
Народная молва в таких случаях не изобретательна: царице приписали любовную связь с Распутиным. Непонятно было только, почему и царь называет Распутина "нашим Другом", и доверяет ему ничуть не меньше.
Чтобы понять, что же там происходило на самом деле, надо хотя бы немного знать о царской семье.
У Николая Второго жена, Александра Фёдоровна, была единственной любовью, и семья - единственным интересом в жизни.
Нельзя сказать, чтобы этот человек был бездарен, но его талант фотохудожника не имел никакого отношения к управлению государством.
А политика, экономика, финансы - всё это повергало его в смертную скуку, скрывать которую он даже и не пытался.
Жена была умнее его, уговаривала и требовала, чтобы он стал "Иваном Грозным, Петром Великим", но...
При этом оба были уверены, что православный боголюбивый русский народ их обожает!
Но год от года эта семья чувствовала себя всё более несчастной: их мучило предчувствие, превратившееся в уверенность, что они - последние русские цари, что на них род Романовых закончится.
Ещё в 1894 году мать Николая, Мария Фёдоровна, отказалась присягать ему, как императору: "Я знаю своего Ники - он доведёт страну до революции!" Именно она, бывшая датская принцесса Дагмара, единственный человек в этой истории, который заслуживает только сочувствия...
К мнению матери только что выросший сын не прислушался, но вскоре получил такие же предупреждения от неких старцев...
Мрачное пророчество было бы забыто с рождением сына, наследника - он и стал бы будущим династии.
Но одна за другой родились Ольга, Татьяна, Мария... и царская семья заметалась, ища спасения от "божьего гнева". В эти годы и стали появляться при дворе то странница - пьяница, то глухонемой юродивый. После рождения четвёртой дочери, Анастасии, Александра Фёдоровна отправилась по святым местам - вымаливать избавление от... бесплодия.
Но рождение долгожданного сына, Алексея, обернулось уже не придуманной, а настоящей бедой: гемофилия! Болезнь крови не давала мальчику шансов дожить и до совершеннолетия.
И царица, которую в юности называли "солнечным лучиком", окончательно превратилась в мрачную, истеричную, фанатичную особу. И в этом превращении тоже никто ничего не мог понять - ведь болезнь наследника от общества тщательно скрывали.
Алексей рос нормальным, весёлым, подвижным ребёнком, но любое неосторожное движение было для него смертельно опасно. Синяк, царапина - и лучшие врачи только беспомощно разводили руками...
Вот тогда и настал звёздный час Григория Распутина. Расталкивая врачей, он подходил к мальчику, и клал руку на синяк. Синяк уменьшался. Клал ему под голову свой армяк - и кровотечение из носа останавливалось. Объяснения этому нет, но свидетелей было много.
Григорий Ефимович, однако, не собирался оставаться в скромной роли народного целителя. Деньги этого человека совершенно не интересовали - только власть, только возможности диктовать свою волю окружающим. Взятки от министров он неизменно пересылал в своё село - и не только своей семье, но и всем односельчанам.
По поручению императрицы туда съездила фрейлина Вырубова, и убедилась, что Распутина земляки любят, но никому и в голову не приходит считать его святым. просто человек попал в случай. А вот то, что он готов помочь каждому - купить корову, поправить хозяйство, вылечить, устроить учиться - это ли не повод для восхищения земляком?!
Но когда министр финансов Коковцев предложил Распутину двести тысяч с тем, чтобы он навсегда покинул Петербург, Распутин ответил, что незачем его покупать. Уедет только если папа и мама захотят!
"Папа" однажды попытался выйти из - под влияния Григория: вопреки его советам, ввязался в Первую Мировую войну. И пришлось пожалеть: краткой и победоносной войны не получилось.
Распутин чувствовал нарастающее сопротивление: царские дочери, сдержанные в его присутствии, нисколько не заблуждались на его счёт. Старшая, Ольга, умоляла родителей избавиться от этого "друга": "Над нами же все смеются!" Девочки работали медсёстрами в госпитале, встречались и говорили со множеством людей, а значит, могли судить об этом вполне основательно.
Более того, и Алексей спросил отца в упор: "Григорий Ефимович - он друг нам, или враг? Все говорят, что и враг так не навредит, как же могут ошибаться все?" Причём объяснить, кто эти "все", мальчик решительно отказался. Взрослел. Но для родителей так и остался до последних дней "бэби" и "маленьким".
Не менялось только мнение государыни: "Этот человек послан нам богом!" По - прежнему Распутин ставил царицу на поклоны, и внушал, что если он погибнет, царская семья его не переживёт.
Он погиб 30 декабря 1916 года - его убили царские родственники во главе с князем Юсуповым. Не могли они более терпеть позор царской семьи.
Но гибель "друга" была воспринята семьёй, как самое страшное проявление божьего гнева.
Если Небо отказало им в поддержке, стоит ли бороться за выживание обречённой династии? Не лучше ли сложить полномочия и жить дальше, как рядовые граждане?
Николай Второй наивно полагал, что ему это позволят, хотя ни одна победившая революция в истории не оставляла в живых побеждённых правителей.
2 марта 1917 года Николай Второй отрёкся от престола. Жить ему и его семье оставалось полтора года.
Степень вины Распутина пыталось установить Временное правительство, и следователь Руднев, собрав массу свидетельств и с трудом отделив их от сплетен, пришёл к выводу, что Распутин - "преступник без преступления".
Он не более виновен, чем любой шарлатан - экстрасенс. Конечно, авантюрист, но можно ли винить его в том, что его клиентами стали руководители государства?
Если они позволили себе слабость - видно, всё же виноваты руководители.