Сегодня мы расскажем про одно из заброшенных скальных хранилищ боезапаса для бронекатеров и речных мониторов базы Краснознамённой Амурской Флотилии.
Этот комплекс из четырёх хранилищ был построен в 1930--х гг. в скальном массиве на берегу Амура недалеко от причальной стенки, где и дислоцировался флот.
В настоящее время два хранилища всё ещё используются для хранения боеприпасов, а мы же расскажем про одно из заброшенных хранилищ под номером 1.
Так этот комплекс хранилищ выглядел изначально. К нему подходила собственная железнодорожная ветка и автодорога. Что интересно, нумерация хранилищ здесь была не по порядку, а в такой последовательности: №2, №1, №4, №3. Помимо подземных хранилищ у КПП располагался сборочный цех и краны на причальной стенке для погрузки вооружения на бронекатера и мониторы, а дальше располагались понтонные пирсы самих кораблей.
Когда точно были построены хранилища установить до сих пор не удалось, но вероятнее всего это был период с 1935 по 1937 гг., когда флотилия стала активно пополняться новыми специальными речными военными кораблями.
С начала 1950-х гг. в связи с потеплением отношений между СССР и образованной в 1949 г. Китайской Народной Республикой, началось сокращение приграничных боевых соединений. Новые корабли уже не строились, а старые консервировались.
Так, за отсутствием необходимости в 1952 г. скальные хранилища боезапаса флотилии были переданы в ведомство арсенала МО СССР 1981-го Отделения Морской Инженерной службы в.ч. 90420, который занял всю некогда запретную сопку "Малеевка" и береговые хранилища, а в 1955 г. Краснознамённая Амурская Флотилия и вовсе была расформирована.
После распада СССР началось активное сокращение самого арсенала "Малеевка" и в декабре 1994 г. в.ч. 90420 была расформирована, а хранившееся на складах сопки вооружение вывезено на утилизацию и другие площадки.
В 1998 г. было расформировано и само 1981-е ОМИС, тогда же было заброшено два из четырёх скальных хранилищ, а оставшиеся два с февраля 1998 г. были переданы другой части, занимающей их по сей день.
К заброшенным хранилищам мы заходим со стороны бывшего железнодорожного моста через небольшой ручей, стекающий с распадка "Малеевки". Когда-то по этой железной дороге подвозили мины и артиллерийские боеприпасы к хранилищам.
Сразу за мостом он впадает в Амур.
В этом обзоре мы рассмотрим хранилище №1, которое вообще-то идёт вторым по счёту.
И вот, пройдя втоптанные в грунт останки бывшего периметра, мы выходим к левому порталу хранилища у подножия сопки.
Он же в летнее время.
Чуть дальше находится и заросший правый портал.
Выглядят они совсем невзрачно т.к. на входах позже были пристроены кирпичные перегородки с дверями.
Начнём осмотр с левого портала, от которого в глубь скалы уходит поворачивающая направо подходная потерна с гнилыми ящиками от боеприпасов.
Подходная потерна описывая дугу в форме подковы выходит ко второму порталу, а к центру условной подковы примыкает стометровый зал хранилища и вентиляционное помещение справа от зала.
Так выглядит правый портал изнутри.
Возвращаемся немного назад и заглянем в помещение вентиляционной, на входе в которую сохранилась ещё родная защитная метало-деревянная дверь.
Когда-то здесь была смонтирована вентиляционная установка, а слева располагалась небольшая потерна для воздуховодов вентиляции, уходящая в зал хранилища.
Позже она была зачем-то замурована кирпичами, но обрушившиеся воздушные короба оставили дырку в кирпичах, так что заглянем туда.
От кирпичной стенки к хранилищу уходила изогнутая потерна с несколькими воздушными коробами.
Ну а теперь пройдём к центру воображаемой подковы, к которому примыкают входы в тамбур хранилища.
Два проёма с лёгкими деревянными дверьми выходят в общий тамбур, за которым находится сам зал.
На выходе из тамбура установлено две защитных двери, также сохранившихся ещё с 1930-х гг., а слева от них виден замурованный выход потерны из вентиляционной и уходящий под потолок вентиляционный короб.
Ну вот мы и в самой главной горной выработке объекта. Это зал хранилища длиной 93 метра, шириной более 6,5 метров и высотой почти 4 метра. Его ёмкость составляла 31 вагон.
Под потолком ещё висели древние искрозащищённые светильники.
А вдоль зала стояли покрытые плесенью сгнившие в труху ящики от хранимых здесь последние годы изделий.
Самым интересным здесь является эта табличка паспорта хранилища в торце зала, сохранившаяся до наших дней с момента постройки.
Из неё мы и узнали неупорядоченный номер хранилища, размеры и другие характеристики. А также то, что в 1940 г. здесь проводился капитальный ремонт, после чего оно использовалось дальше на протяжении полувека.
Также на полу были найдены стеллажные ярлыки из соседнего хранилища №4, которое используется по сей день.
Здесь указан номер расформированной в 1994 г. в.ч. 90420 и то, что в конце 1980-х гг. там хранились 140-мм осколочно-фугасные выстрелы. Были ли это снаряды для противотанковых пушек или же выстрелы для реактивных систем залпового огня история умалчивает.
На этом мы заканчиваем осмотр хранилища №1, а про второе хранилище на территории и ещё кое что мы расскажем в отдельной подробной статье.
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.