1. Задача достаточно проста и корректна, но так как этой задаче нет в УМК Зубарева, Мордкович, то моим ученикам нужно потренироваться во избежания возможных ошибок по не своей вине.
Основной ошибкой является, прежде всего, невнимательность, в данном случае при изучении задания. Или просто забывают, что сумма точек на противоположных гранях равна 7.
В каждом подобном задании слева от следа дано изображение кубика. На эту подсказку ученики не обращают внимание. Сегодня на уроке я на специально сделанной большой модели кубика (13*13 см из цветного картона) сквозь стекло показывал следы, которые бы оставались при соприкосновении со столом. Это важно понимать, что нужные грани при выполнении ВПР будут соприкасаться с поверхностью стола, а при демонстрации решения видны сквозь стекло.
Кубик прислонял к вертикальной поверхности стекла двери шкафа, в данном примере гранью с 4 точками. После поворачивал кубик налево, так чтобы появилась грань с 1 точкой. Теперь кубик нужно повернуть вниз. Какая грань появится? На рисунке и в условии есть подсказка в виде указанной гранью с 5 точками, которая появится если мы будем поворачивать кубик вверх. А нам надо вниз - значит будет грань с 2 точками, так как в условии сказано, что сумма точек на противоположных гранях равна 7. Таким образом, акцентирую внимание учеников на то, что напротив грани с 5 точками будет находиться грань с 2 точками, против с 1 точкой- 6 точек, а против 4 точек - 3 точки. Для лучшего визуального понимания, кубик сделан трехцветным: каждая пара противоположных сторон одного цвета. После того, как создана подобным образом виртуальная модель кубика, продолжаем вращение кубика по следу, я же это делал по поверхности стекла.
Для относительно быстрого и правильного выполнения, я советую ученикам нарисовать в черновике развертку их виртуального, воображаемого кубика.
Начало в Центре - 4, наЛево - 1, вНиз - 2, вНиз - 6, наПраво - 4, вНиз - 5, наЛево - 1, вНиз - 3, вНиз - 6.
2. А вот условие этой задачи некорректно, так в ней не указано правило обозначение граней точками. А именно некорректность заключается в том, что ученик не может знать и быть уверенным (как и взрослый), что на противоположной грани с 5 точками находится грань с 2 точками, так в условии об этом ничего не говорится.
Для того, чтобы была доказательная база правильности ответа учеников, я советовал нарисовать в черновике развертку их виртуального, воображаемого кубика. Причём, основываться на уже рассмотренное правило: сумма точек на противоположных гранях равна 7. Так как неизвестно, какой ответ могут написать в ключах варианта составители ВПР. Как говорится, береженного бог бережёт... А в целом, алгоритм решения будет таким же, как и вышеописанном задании.
Конкретно это задание невыполнимо, если сумма точек на противоположных гранях равна 7, так как при повороте кубика направо (третий след после 3-2) будет 6, а не 1. И поворачивая кубик дальше не будет 1. Так что можно и на такое попасть.
Судя по ответам учеников бОльшая часть поняла выполнение этого задания. Завтра выделю часть урока, и используя проектор, произведу повторное объяснение, инструктаж и выборочный опрос учеников по решению данного задания. Куда деваться от этого ВПР??
Не забывайте подписываться на канал и ставить палец вверх.