Еще полгода назад при слове «катамаран» я представляла отдыхающих, лениво крутящих педали на водном велосипеде вдоль побережья. Но после обучения в Школе организаторов «Клуба приключений» я поняла, что сплавной катамаран с пляжными развлечениями роднит только сходство с «бананом». А точнее с двумя «бананами», скрепленными между собой металлическими трубами. Да, звучит как описание туристического монстра Франкенштейна, но, на первый взгляд, в отличие от него, катамаран не такой уж страшный. А вот на второй… Но обо всем по порядку.
Первый взгляд
В субботу утром я приехала в поселок Лосево, именно здесь проходят тренировки на катамаранах. Туристов манит сюда рукотворный порог, который бурлит в протоке между озерами Вуокса и Суходольское. А после таяния снегов бурлит он еще задорнее.
Тренировка началась со сборки катамаранов. Любителям конструкторов наверняка понравится этот квест: продолины — вдоль, поперечины — поперек, «пальцы» — по местам.
Когда мы надули судна, опытные путешественники Константин и Владимир начали инструктаж. Из него я вынесла главную мысль — гребля на катамаране поможет прокачать мышцы лучше персонального тренера, ведь работают и спина, и руки, и пресс. Да даже ноги напрягаются, как я поняла чуть позже.
Инструкторы показали прямые гребки, при которых надо сначала чуть развернуть корпус к центру катамарана, чтобы получился сильный замах. Если гребцы движутся синхронно, со стороны это выглядит как танец. Красиво!
Разбились по экипажам. Я попала в команду с Машей и Полиной, капитаном нашего судна стал опытный турист Игорь. Перед отплытием он сказал:
— Каждый гребец в экипаже важен. Результат зависит от каждой из вас.
Я тут же прониклась возложенной на меня ответственностью: «Часть команды — часть корабля». Катамаран двинулся по течению, на первых валах я не сдержала удивленно-радостного «Ву-ху!». На волнах подпрыгивал один баллон, второй захлестывала волна, а потом восстанавливалась справедливость. Мы зачалились под автомобильным мостом, немного передохнули и двинулись вниз.
Под железнодорожным мостом мы тренировались пересекать сбойку струй, чтобы зайти в Тень Камня (очень захотелось написать это с большой буквы, больно уж загадочно звучит). За большим камнем под гордым названием Жандарм практически не было течения, мы вытащили весла из воды. В Жандарм бил неутомимый поток, разбиваясь о сурового стража и разлетаясь миллиардами брызг. Выглянуло солнце. На миг я поверила, что открыла сокровищницу: капли воды сияли как россыпь драгоценностей.
Раз за разом мы против течения поднимались к Жандарму. Но не с эстетическими, а с тренировочными целями: учились заходить в бочку и спускаться по косому валу. Затем мы, не давая течению унести нас в озеро, пытались вовремя повернуть к берегу. Иногда получалось хорошо, иногда грести вверх к мосту приходилось чуть дольше.
Краем глаза я старалась наблюдать за соседями, чтобы подстроиться под них и грести синхронно. Но усталость моего не вышедшего из зимней спячки тела тянула руки вниз, и красота танца не складывалась. Несмотря на это, на берег наш экипаж поднялся в числе последних.
Взгляд второй
В воскресенье нашим капитаном стал Константин. Он рассказал про разные виды гребков, которые мы и отправились отрабатывать. Начали с тренировок траверса (это перемещение с одного берега на другой с минимальной потерей высоты). У левого берега наткнулись на льдины.
Чаще чем вчера мы с девочками менялись местами, чтобы каждая попробовала грести на разных позициях. Задержались под автомобильным мостом, тренируя выход на струю с правой и левой стороны. Один раз упустили момент, когда надо поворачивать к берегу, и слились по течению — пришлось обносить катамаран по берегу.
Много качались на валах. Я наконец-то разобралась, что делать, когда волна поднимает катамаран и невозможно дотянуться веслом до воды — если коротко, то ждать, когда будет можно. Хотя радостные возгласы никто не запрещал, я восклицала внутри себя: теплая балаклава, закрывающая нос и рот, немного мешала публичному выражению чувств.
Константин внимательно следил за нами и подправлял технику гребли, объяснял, как действия каждой влияют на маневр. Когда мы спустились к Жандарму, усилился ветер. Теперь приходилось бороться не только со встречным течением, но и с ветром в лицо, чтобы зайти в Тень Камня (я все еще считаю это название загадочным). По очереди мы пробовали подруливать, стараясь выйти ближе к Жандарму, но так и не смогли это сделать — нас все время относило ниже. А, может, просто без солнечных лучей камень уже не казался сокровищницей, к которой хочется стремиться?
И вновь мы вышли на берег позже других экипажей: да, ветер, холодно и мокро, но так хочется научиться делать хорошо!
Каким же я увидела сплав на катамаране? На первый взгляд, это развлечение с катанием на волнах, кучей брызг и попутным ветром. На второй — ответственная командная работа, от успеха которой на сложных маршрутах может зависеть жизнь участников. Увижу ли я нечто другое на третий и четвертый взгляд? Определенно, да.