Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

«Раздался жуткий сигнал сирены»: что случилось с картиной «Мона Лиза» в Пушкинском музее?

«Воспоминания. Траектория судьбы» – книга Ирины Антоновой о ее жизни и работе в Пушкинском музее. Она рассказывает о самых ярких выставках и привезенных картинах от «Джоконды» Леонардо да Винчи до картин Марка Шагала.

WikiImages// Pixabay
WikiImages// Pixabay

Публикуем смешную историю из книги о том, что происходило на выставке «Мона Лизы» в ГМИИ им. Пушкина:

«И вот привезли картину. “Джоконда” у нас! Стекло тоже пришло, хоть и с опозданием. И витрину доставили. Уже десять вечера. Наконец картину вытаскивают из ящика… И когда начали вставлять в стекло, оно вдруг лопнуло. Не знаю почему. Может быть, просто рама косила.

Были при этом я, главный хранитель музея Андрей Исаевич Губер и заведующий отделом искусства Министерства культуры Александр Георгиевич Халтурин. Очень крупная фигура в чиновничьей иерархии.

И мы втроем наблюдаем, как мгновенно лопается стекло. А стекол таких на всякий случай мы заказали пять. Просим сотрудников вставить новое. Стали ставить второе. Лопнуло. Третье. Тоже лопнуло. Все схватились за головы. Поняли, что что-то происходит с рамой, видимо. Инженеры бегают, соображают, где проблема. А Александр Георгиевич мне и говорит (никогда этого не забуду — так громко и четко): “Ирина Александровна, сердце не выдерживает, я поехал”. Я в ответ: “ Поезжайте, Александр Георгиевич. Мы остаемся ” . Словом, инженеры справились. Четвертое стекло аккуратно встало на место.

[…]

Зал рядом с тем, в котором должна была быть выставлена картина, полностью освободили для охраны. Это были вооруженные ружьями солдаты. Чтобы убивать всякого, кто подойдет слишком близко. Шучу, конечно. Но тогда было не до шуток. Тут ведь “ Джоконда ” . И если что — наша вооруженная охрана в мгновение ринется в зал. И один раз все-таки пришлось...

Для осмотра был предусмотрен круговой обход. Зрители входили, стояли какое-то время перед полотном, пока их не подпирали сзади другие страждущие, и, пятясь и не отрывая от “Джоконды” глаз, спиной выходили в другую дверь.

Так и шло — как по писаному — все шесть недель. И вдруг в какой-то момент раздался жуткий сигнал сирены. Что-то произошло. Я была на работе и, как все, кинулась в зал. Представьте себе — какая-то женщина от переполнявших ее чувств пронесла каким-то образом букет цветов и кинула под ноги “Джоконде”.

Естественно, сработала сигнализация. Сразу вылетели наши солдатики и с винтовками наперевес встали перед картиной в почетный караул. Невероятное зрелище! В публике ажиотаж и переполох. Что произошло? А ничего. Картина на месте. Сигнализация среагировала на брошенный букет.

Possessed Photography/Unsplash
Possessed Photography/Unsplash

С той женщиной истерика. Ее задержали. Может, она сделала это намеренно? Провокация? Международный скандал? Посмотрели на нее и сразу поняли, что она просто тетеха, сделала “от чувствс”, переполнившись восторгом, что видит “Мону Лизу”! Что ни говори, и правда — шедевр. Я-то все поняла. Вот только боялась, что начнут ее пугать, допрашивать… Но обошлось. Охрана ее сурово всю оглядела, прощупала и, как говорится, отпустила с миром. Даже им было видно, что она никакой не злоумышленник.

Словом, в трудную минуту наша охрана справилась. Они круглосуточно были возле “Джоконды”, отдыхали посменно в соседнем пустом зале: кто-то спит, кто-то бдит. И все прошло нормально. Все шесть недель, начиная с 17 июня. А потом мы всем музеем с ней прощались. Есть фотография, как мы стоим на колоннаде, ящик с картиной, ветер... У меня развеваются волосы, и у директора Лувра тоже. Мы говорим друг другу какие-то прощальные слова. И “ Джоконда ” от нас уехала. Но я ее проводила прямо к самолету. Как встречала ее у трапа, так и проводила».

Прочитать отрывок или купить книгу в интернет-магазине: https://go.ast.ru/a0006br/

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)