Изменение валютных курсов в России последние 30 лет похоже на американские горки, и, кажется, нет никаких понятных причин для роста или падения курса той или иной иностранной валюты.
На самом деле в экономической теории весьма неплохо разработана теория валютных курсов и она даже уже обросла историей валютных курсов.
Необходимость в определении относительного курса валют возникла в историческом аспекте сравнительно недавно с развитием международной торговли и бурным ростом промышленности, которая начала производить товары не только для внутреннего потребления.
На первом периоде международных валютно-кредитных отношений эквивалентом обмена стало золото (так называемый "золотой стандарт"), но позднее с ростом торговли, количества доступного для обеспечения объема мировой торговли золота (даже с учетом роста его добычи) стало не хватать, а события второй мировой войны проявили некоторые неудобства привязки к золоту (проблема физического перемещения золота).
Не будем давать оценку того, кто является победителем во второй мировой войне, но явным бенефициаром этой войны стали США. Они успешно зарабатывали на поставках продукции своей промышленности по ленд-лизу (в том числе СССР).
В 1944 году состоялась Бреттон-Вудская конференция, на которой было подписано Бреттон-Вудское соглашение, результатом которой стал отказ от золота как эталона для обмена в международной торговле. Валюты стран, подписавших соглашение, привязывались по фиксированному курсу к доллару США.
Так доллар США стал мировой валютой расчетов в международной торговле и мировой резервной валютой. В общепринятой теории финансов в настоящее время считается, что количество денежной массы, оборачивающейся в экономике должно соответствовать объему самой экономики. Поскольку доллар стал расползаться по всему миру и стал востребован для международных расчетов, это правило на него уже не в полной мере распространяется, что позволило США безболезненно осуществлять эмиссию долларов без какого либо содержания, что по сути является мошенничеством.
В 1976 г мир отказались от Бреттон-Вудской системы и перешел к Ямайской валютной системе, системе плавающих курсов, в ряд резервных валют вошли помимо доллара США: фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, немецкая марка и французский франк, а также некая синтетическая валюта СДР, однако не получившая должного распространения.
Бурное развитие в ХХ век фондовых рынков привело к тому, что объем денежных операций на финансовых рынках (рынок валют, акций облигаций и производных финансовых активов) в настоящее время многократно превышает объем операций в реальном секторе экономики. В силу высокой мобильности капитала, он перетекает туда, где ему безопаснее и выгоднее находиться в данный момент времени и может очень сильно влиять на текущий кур национальной валюты (то что сейчас происходит с рублем - во многом объясняется уходом иностранных инвесторов из рублевой зоны на негативном новостном фоне - спрос на рубль падает а с ним и цена рубля ( то есть относительно других валют он слабеет).
Мне эта история видится откровенно не здоровой, что по сути хвост (финансовые инструменты) управляет собакой (реальной экономикой). Это выгодно исключительно странам, способным существенно влиять на финансовые рынки(например, США). Создавая новые деривативы правительство США продолжает надувать мыльный пузырь под названием "доллар США". Проблема в том, что никто толком не заинтересован в том, чтобы он лопнул, так как у многих стран деньги вложены в облигации, выраженные в долларах США ( они же не хотят чтобы вложения обесценились). В итоге получается то, что называется в психологии "созависимостью" - текущий долларовый пузырь поддерживается распространённостью доллара в мировой экономике. В "лопанье пузыря" никто толком не заинтересован - и даже Китай ( может быть, кроме Северной Кореи), которого США чуть ли не во враги записывают.
Текущий курс валюты в значительной степени зависит от ряда базовых экономических показателей, понятных специалистам в финансовой сфере, фактически определяющих движение капитала. Дополнительными факторами являются факторы устойчивости той или иной валюты, политических рисков и глобальных процессов, влияющих на спрос на те или иные товары. Национальные правительства могут влиять на курс покупая или продавая на финансовых рынках те или иные валюты, финансовые активы, устанавливая размер ключевой ставки (не только) что является элементами денежно-кредитной политики.
Примерно как в сообщающихся сосудах капитал движется из страны в страну влияя на спрос и предложение на те или иные валюты (а значит и валютный курс). Правительство может в определённых пределах ставить в тех или иных местах "задвижки", менять "наклон трубы" исходя из текущих задач, что приводит к отклонению обменного курса реальной стоимости валюты. В сегодняшних условиях прошлогоднего провала в мировой экономике, правительству РФ и сырьевым экспортерам, значительно влияющим на политическое пространство, просто выгодно иметь слабый рубль. Так как они получают валютную выручку и продают ее за много рублей, производя расходы внутри страны в рублях. Однако такие "игры" разгоняют инфляцию в условиях высокой импортной зависимости экономики(что мы увидели в течение последнего года), что в конечном счете привело к росту ключевой ставки (в конце прошлого года она была ниже официальной инфляции). Инфляция в свою очередь снижает покупательскую способность населения, так как на те же зарплаты люди могут купить меньше товара. Получается, что правительство и финансовые круги решают свои проблемы сведения "дебета с кредитом" за счет населения в таком как бы неявном виде.
Административное регулирование цен в условиях рыночной экономики (не берем в расчет услуги естественных монополий) в конечном счете приводит все равно к росту цен (оно не работает просто в течении значимого времени). Наш ЦБ это, кстати, понимает.
Для выявления реальных соотношений валют в экономике используется термин "паритет покупательской способности" (ППС) валюты когда сравнивается стоимость некой типовой потребительской корзины товаров в национальных единицах и из полученного соотношения выводится "справедливый курс валюты".
Британский журнал "The Economist" в шутку ввел для упрощения расчета ППС "индекс бигмака", который, в общих чертах, показывает некий справедливый курс валюты ( довольно грубая оценка, но тем не мене работает). По данным https://bigmacindex.ru/ на 15 июля 2020 года Бигмак стоил в РФ 135 рублей, а в США 5.71 $. То есть соотношение получается 135/5,71 = 23 рубля 64 копейки, а реальный курс на эту дату был 71,12 рубль за доллар США. Подробнее на эту тему можно почитать тут : https://finance.rambler.ru/markets/45655229-zachem-rubl-obyavili-nedootsenennym/
Почему это происходит, что рубль так недооценен и надо ли его приводить к справедливым значениям... вопрос не однозначный. Мне видится, что это во многом обусловлено запущенной "голландской болезнью" экономики РФ ( об этом планирую написать отдельный пост).
Слишком сильный рубль сделает неконкурентоспособными многие российские товары на мировом рынке, слишком слабый - делает население бедным. Практически, можно сделать расчеты показывающие какой курс иностранных валют для РФ был бы оптимальным и населению жилось бы легче (и ЦБ его тоже знает - есть публикации об этом на сайте ЦБ), но текущую повестку дня увы определяет не большинство населения.
Просто, лицам принимающим решение, выгоднее слабый рубль, при этом, текущий курс в больше степени спровоцирован активностью участников финансового рынка, чем состоянием базовых детерминантов валютного курса, в связи с чем в ближайшее время следует ожидать некоторого снижения курса доллара. Каких либо фундаментальных факторов для текущего курса доллара нет.
Слово "демократия", это не совсем то, что принято об этом термине думать, но об этом отдельно.