.
.
Одной из самых заметных особенностей четвертого Евангелия и трех Соборных посланий ап. Иоанна является соответствие всех возвещенных там утверждений ветхозаветным принципам и правилам верного свидетельства (сравн. – Втор.19:15-21, Ин.5:33, Ин.8:17-18, Ин.15:27, Ин.19:35 и т.д.).
Причем важность и значимость этого аспекта отмечает и подчеркивает в своих трудах сам ап. Иоанн:
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его (Ин.21:24)
О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, - ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам (1 Ин.1:1-2)
.
Более того, неукоснительное следование апостола библейским правилам верного свидетельства объясняет еще одно внешнее отличие четвертого Евангелия от трех синоптических, — а именно то обстоятельство, что панорамы событий, представленные в Евангелии от Иоанна, берут начало от призвания первых учеников, то есть от того момента, когда юноша Иоанн стал очевидцем происходящего и получил «юридическое» право публично свидетельствовать о том, что он видел, перед любым собранием, на светском и религиозном суде, и т.д., сравн.:
а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Ин.15:27)
(При этом нет никаких сомнений, что ап. Иоанн не хуже синоптиков знает события Благовещения, Рождества Христова и т.д., — то есть все то, что предваряло первую встречу Спасителя с будущими апостолами)
Другими словами, ап. Иоанн включает в свое Евангелие только те «земные» события, которые он наблюдал воочию, и в отношении которых имеет законную силу его собственное (личное) свидетельство, сравн.:
Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили (Ин.19:33-35)
.
Кроме того, безупречная законность евангельских свидетельств отмечается ап. Иоанном и в эпизоде с сошествием на Спасителя Св. Духа, где верным библейским свидетелем предстает Иоанн Предтеча:
И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий (Ин.1:32-34)
Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине (Ин.5:31-33)
.
Причем именно множество верных «человеческих» свидетельств созидает законное «твердое основание», на котором утверждается вера в Истинность Христа Иисуса, — а скрепляется это основание удивительными и разнообразными чудесами и знамениями, которыми засвидетельствовал о Божественном Сыне Сам Творец и Вседержитель, сравн.:
Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду... Вы судите по плоти; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня (Ин.8:13-18)
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем (1 Ин.5:7-9)
.
Конечно, безупречная законность евангельских свидетельств ап. Иоанна может восприниматься как аргумент в пользу предположения, что четвертое Евангелие адресуется в первую очередь иудеям, на которых представленное обществу верное свидетельство налагало целый ряд дополнительных обязательств.
Однако подобный вывод был бы очень ограниченным, — и при этом откровенно поспешным.
При рассуждениях об «адресной направленности» четвертого Евангелия необходимо учитывать, что ап. Иоанн был рожден и воспитан в иудейской религиозной среде, которую в самом общем смысле можно назвать «законнической». Так что определенные формы и способы аргументации, дискуссионные приемы, принципы построения умозаключений и т.д., свойственные религиозно-культурной раввинистической традиции, являются неотъемлемой частью его воспитания, образования и культуры.
Поэтому и то обстоятельство, что письменные труды ап. Иоанна соответствуют естественным для него принципам и правилам, свидетельствует не столько об адресатах его повествований, сколько о нем самом.
Кроме того, всестороннее соблюдение «юридических» правил библейского свидетельства необходимо и в том случае, когда религиозные, но отвергающие Спасителя иудеи находятся среди критиков и убежденных противников христианского свидетельского слова. Ведь если бы новозаветная проповедь не соответствовала требованиям их закона, — противники Благовестия из иудеев получили бы право отвергать свидетельство апостолов на формальном основании, даже не вникая в его содержание.
А верное свидетельство, представленное в полном соответствии с законом Моисея, налагает на всякого иудея индивидуальную ответственность, и требует от него настолько же законной реакции: или принимать представленное обществу свидетельство как истинное, — или выдвигать «встречный иск», то есть обвинять говорящего в лжесвидетельстве.
Так что ни игнорировать законное свидетельство, ни отвергать его без рассмотрения, подзаконные иудеи не имели права, сравн.:
…мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете (Ин.3:11)
.
А поскольку часть иудеев находилась в оппозиции к Благовестию (Ин.8:13, Ин.9:40), а большинство прямо и открыто ему противодействовало (напр., Ин.8:59, Откр.2:9), — безупречное с точки зрения закона свидетельство ап. Иоанна соделалось в их отношении словом воинствующим, которое силой заповеди обезоруживает, обличает и осуждает всех неверных и непокорных.
Что касается «еллинов» (в определении ап. Павла: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие», 1 Кор.1:23), которые были свободны от формальных иудейских правил и не пытались оценивать свидетельства ап. Иоанна через установления закона Моисея, — для них четвертое Евангелие ни в чем не уступало более свободному по форме свидетельству синоптиков.
Так что соответствие Евангелия от Иоанна ветхозаветным принципам верного свидетельства не делает его «иудейским», а «восстанавливает баланс», в рамках которого все четыре Евангелия обретают равную силу для представителей любого народа.
(Конечно, «иудейский» аспект Евангелия от Иоанна не ограничивается «ветхозаветной» законностью представленных в нем свидетельств. В этом контексте можно упомянуть и прекрасное знание апостолом географической и национальной карты Иудеи и Самарии, и упоминания многих ветхозаветных святынь земли Израиля, и множество ссылок на иудейские праздники, обычаи и обряды, и т.д., что характеризует ап. Иоанна как весьма образованного иудея, который великолепно ориентируется в политической и культурной среде своего времени.
Более того, богослов Д. Гатри отмечает личное знакомство, а возможно и родственную связь ап. Иоанна с иудейским первосвященником, ссылаясь на утверждение самого Иоанна: «…ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический», Ин.18:1, что, к слову, хорошо объясняет, почему слуги в доме первосвященника не просто знали ап. Иоанна, но и доверяли ему: «…другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра», Ин.18:16.
С другой стороны, ап. Иоанн свободно оперирует такими метафизическими терминами, как «свет истины», «жизнь вечная» и т.д., то есть обращается к понятиям древнегреческой философии, которые не имели конкретных определений в иудейской религиозной среде, — и, наполняя такие понятия новозаветным содержанием, приоткрывает через них самые глобальные и самые возвышенные евангельские смыслы. Так что в результате те новозаветные понятия, которые созидаются в Евангелие от Иоанна, возносят евангельские истины и над ветхозаветными заповедями и уставами, и над определениями, присущими греческой философии, — а наилучшим образом объясняет присутствие в трудах ап. Иоанна и «чисто иудейских», и «скорее еллинских» смысловых конструкций свидетельство самого апостола, адресованное всему без исключения человечеству:
Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин.20:31)
Кроме того, нет сомнений, что ко времени написания четвертого Евангелия для христиан, обращенных из язычников, новозаветное единство «новых» и «старых» богословских терминов выглядело вполне естественно и воспринималось на уровне, недоступном ни для языческих философов, ни для не уверовавших в Спасителя иудеев. Ведь с учетом того, что от начала апостольской проповеди прошло уже несколько десятилетий, вполне очевидно, что впитавшие ее с детства люди вне зависимости от своего «плотского» происхождения взрослели и достигали совершенных лет в системе координат новозаветного мировоззрения, и по существу являлись уже «новым народом», религиозное и культурное сознание которого сформировалось не в языческой, и не в ветхозаветной иудейской, а в новозаветной среде христианской Апостольской Церкви.
И хотя Первая Церковь еще не преодолела в то время свою «историческую» зависимость от ветхозаветного иудаизма, и не сформулировала в полной мере принципы и правила всестороннего догматического ограждения истинной веры, — эти недостатки с избытком компенсировалось внутри Церкви и апостольским пастырством, и чудесами, и знамениями, и прямыми наставлениям Св. Духа, Ин.14:26)
Так или иначе, с учетом всего вышесказанного есть основания утверждать, что «свидетельские» особенности письменного слова ап. Иоанна свойственны каждому из его трудов, а, значит, должны учитываться и в рассуждениях о тех смыслах и свидетельствах, которые представлены ап. Иоанном в книге Откровение.
.
...............................................................................................................................................
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Библейские особенности верного свидетельства
Предыдущая статья: В чем единство Евангелия от Иоанна и книги Откровение?
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #богословские особенности Евангелия от Иоанна #единство и общность Апокалипсиса и Евангелия от Иоанна #верное свидетельство по закону Моисея от ап. Иоанна