В России хотят ввести возможность ограничения скоростного режима при помощи световых табло, значения на которых можно будет изменять дистанционно, и контролировать соблюдение скорости несколькими камерами.
Новая система, по информации Autonews, уже заинтересовала ряд регионов и проходит тестирование.
Как ограничивается скорость сейчас
Сейчас скорость можно ограничивать только стационарными или временными дорожными знаками соответствующими стандартам. Красный круг по краю, белый или желтый фон и черные цифры с предельным значением скорости. Сюда же относятся и знаки начала и окончания населенных пунктов, которые не имеют цифр, но «автоматически», согласно ПДД, ограничивают скорость в населенных пунктах на отметке 60 км/ч. Сравнительно недавно Знаки переменной информации, те самые табло, тоже появились в списке официальных дорожных знаков.
При этом есть требования по установке знаков. В частности шаг снижения не может быть более 20 км/ч, а установка знаков должна быть на расстоянии 150-300 метров вне населенных пунктов и 50-100 метров в их пределах.
Скоростной режим в сложных погодных условиях
В Правилах дорожного движения, кроме того, есть дополнение, что водитель должен выбирать скорость движения так, чтобы безопасно двигаться с учетом дорожной обстановки и погодных условий. Речь о дожде, тумане, снегопаде, гололеде и тому подобных вещах, усложняющих видимость и управление автомобилем.
На загородных трассах можно встретить знаки ограничения скорости с информационными табличками, которые говорят о том, что указанное значение действует, например, в случае дождя или тумана. Но камеры на шоссе настроены на контроль максимальной скорости, и не имеют возможности «перестроиться» на подобные изменения, тем более камера не в состоянии понять, настолько ли туман плотный, чтобы вводить дополнительное ограничение. Поэтому фактически, знаки предельной скорости при плохой видимости или в сложных дорожных условиях становятся рекомендательными.
Инициатива по динамическому ограничению скорости
Последнюю «проблему» и предложили решить разработчики комплексов фотофиксации нарушений.
Идея эта не нова. Еще в 2018 году РОСДОРНИИ собирался разработать и установить на трассах светящиеся табло, которые будут вводить скоростное ограничение в зависимости от погодных условий. Правда, тогда речь шла о том, что знаки получат систему автоматического определения дорожных условий и вводить ограничения будут без участия человека.
Сейчас уже применяются световые табло, на которые выводятся предупреждения о ремонтных работах, авариях, сложных погодных условиях и рекомендованная скорость движения.
Суть последней инициативы сводится к тому, что рядом со световыми знаками установят камеры. Одна будет фиксировать автомобиль подъезжающий к табло, причем так, чтобы был виден и госномер и ограничение скорости, что будет говорить о том, что водитель получил информацию об актуальном скоростном режиме. Вторая на некотором удалении уже будет фиксировать соблюдение этого самого режима. Ну и выписывать штраф при нарушении.
При чем компания разработчик комплексов фиксации нарушений «Технологии распознавания» говорит об установке второй камеры на расстоянии 30-50 метров от табло с ограничением скорости, что уже нарушает правила установки знаков.
Поможет ли это решить проблемы?
Превышение разумной скорости в условиях плохой видимости может привести к авариям, это безусловно так. Как и превышение скоростного режима в принципе.
Но тут появляется масса вопросов.
Нарушают, как правило злостно и постоянно, те, кому еще десяток штрафов «погоды» не сделает. Регулярно в новостях мелькает информация, что в результате серьезного ДТП выяснилось, что у водителя несколько сотен штрафов. Ну появится в его «копилке» еще один. Ответственный водитель и так в сложных условиях будет следовать рекомендациям и здравому смыслу.
Второй вопрос, кто и как будет решать вводить ограничение или нет. На что будет ориентироваться человек, принимающие решение? На прогноз Гидрометцентра? Как мы знаем они не всегда отличаются точностью. На картинку с камер на трассе? Электроника передает картинку совсем не так, как мы видим ее глазами.
Вопрос третий. Значительное ограничение скорости. Предположим на трассе туман такой, что нужно замедлить поток до 60 км/ч. А теперь вспоминаем требования к шагу в 20 км/ч и дистанции 150-300 метров между знаками. Табло стоят поодиночке. Строить вереницу из 2-3 штук никто не будет — дорого. А замедление сразу на 50 км/ч это скорее повышение аварийности, чем забота о безопасности.
Все эксперты сходятся во мнении, что для скоростных шоссе наиболее безопасный режим движения — с минимальным изменением скорости. То есть чем стабильнее вы едете, тем меньше шансов на аварию. При прочих равных, разумеется.
Нагородить камер можно, но представим себе ситуацию, что в пункте управления такой «динамической» системой, кто-то ошибочно решил, что погодные условия не очень, и поставил ограничение. Поток движется со скоростью 110 км/ч, погода отличная и тут… Кто-то заметит знак, вспомнит про камеру и даст по тормозам. Последствия понятны. А если попасть на участок, с установленными табло, которые управляются из разных мест, мы можем получить такую чехарду скоростного режима, что его соблюдение станет соревнованием на регулярность движения.
Безусловно, в условиях плохой видимости скорость движения должна быть адекватной. Но предлагаемая система скорее спровоцирует аварийность, чем снизит ее. Ну и пополнит бюджет.