О мнимой или явной пропаганде курения табака в известной книге из школьной программы мы уже говорили вот здесь. Поэтому сейчас хочется вспомнить некоторые эпизоды, к которым тоже не знаешь, как относиться.
Почему над ними не задумываешься в детстве? Скорее всего, потому что полностью в детстве «Василия Теркина» мы, скорее всего, не читаем. Познакомились вкратце с сюжетом со слов педагога или кратких содержаний, выучили «Переправа, переправа» и забыли навсегда.
Но время идет и приходит мысль перечитать поэму полностью. И как бывший учитель скажу, что читать ее целиком я бы детей заставлять не стал. Потому что местами пришлось бы отвечать на неудобные подростковые вопросы или краснеть за содержание эпизодов.
Что ж, давайте перечислим эти случаи.
Вышел Вася на крыльцо
Выбираясь из окружения под командованием одного офицера, Теркин с товарищами остановились в оккупированной деревне. Здесь был дом командира, и все решили отдохнуть, поесть и переночевать в его доме. Ночью, когда все уснули, Василий понял, что командиру надо уединиться с женой.
Слышимость в избе очень хорошая. Чтобы не смущать других и не смущаться самому, Василий вышел на крыльцо укрыться шинелью и поспать. Утром, выйдя из дома, командир взялся колоть дрова.
Две стопки спирта
Вернувшись с того берега после «переправы-переправы», Василий, когда его растирали спиртом, попросил разрешения принять стопку внутрь. Желание понятное, но я помню, как мы в седьмом классе смеялись, дочитав до этого места. После того как выпил одну стопку, попросил вторую.
Повторял и буду повторять: когда молодежь видит или читает про употребление алкоголя, табака и прочих допингов, она будет относиться к ним с любопытством и с желанием попробовать.
Правда, может быть, в сороковые годы, когда напечатали поэму впервые, такой пропаганды различного вреда, как сейчас, не было, потому что не было стольких каналов информации. Но сейчас все это есть и книга про весельчака и балагура отлично играет в пользу пьянства.
А я замечу, это не единственная сцена употребления. Со стариком-солдатом, у которого гостит, Теркин тоже выпивает. Да, это безобидные поступки для воюющего солдата, но напоминаю, что при прочтении они подогревают любопытство к напитку в головах тех, кому в магазинах еще не продают.
И тем сильнее любопытство. Понимаете?
Справил малую нужду
Есть эпизод, где рядом с солдатами падает артиллерийский снаряд, но не взрывается. Какое-то время Теркин и ребята лежат носом в землю. Когда стало понятно, что снаряд так и не взорвется, Теркин справляет на него малую нужду. Что тут добавить? Для войны поступок безобидный, а вот для упоминания на уроке литературы не очень.
Бабка, сало здесь
В гостях у деда и бабки, к которым Теркин зашел погостить, он потребовал дать ему сала. И не то чтобы потребовал, но и попросил без особой скромности. Оно, конечно, второе счастье, но прозвучало по-мародерски. Раз немцы не заходили, значит, сало у вас есть, доставайте. Немцам вас грабить не дадим, сами будем.
Голый солдат
В главе под названием «В бане» читателю предложено поглядеть на голого солдата. Ни больше ни меньше. Конечно, без эротического подтекста. Но попробуйте объяснить это 12-13 летним людям.
На этом, пожалуй, закончим. Не будет превращаться в зануд. И, по правде говоря, я не готов выносить программному произведению какой-то там приговор. Война списывает все даже через много лет и даже в художественном повествовании. А я просто перечислил места в тексте, которые привели меня в задумчивость.
До следующих публикаций.