Найти в Дзене

Квест для ребёнка 3-4 лет дома: как это происходит у нас

Оглавление

Сейчас я расскажу о деятельности, одинаково увлекательной и для меня, и для ребёнка. Я очень люблю устраивать домашние квесты. Получаю удовольствие, готовя такую игру для сына. Организация даже самого простого квеста требует времени, а оно у мам всегда в дефиците. Поэтому поисковые игры бывают у нас не очень часто. Но примерно раз в месяц я что-нибудь затеваю.

В чём польза игры-квеста для малышей?

Говорю, конечно же, о своём видении. Во-первых, даже непродолжительный квест насыщает ребёнка, утоляя его игровой голод. Столько впечатлений и активностей сразу! Ребёнок доволен, в меру утомлён.

Во-вторых, квест — это игра развивающая и обучающая. По крайней мере, я стараюсь сделать её именно такой. Задания должны быть разноплановыми — это позволяет тренировать и отрабатывать разные способности и навыки. При прохождении квеста ребёнок охотно выполняет даже те задания, которые в другое время его мало интересуют.

В-третьих, это просто весело и занимательно. Детство должно быть именно таким.

Как организовать квест дома для ребёнка 3-4 лет? Мой подход

1. Выбор темы. Всегда начинаю именно с этого. Если определена конкретная тема, придумывать задания намного проще. Например: в лесу; на Луне; в заброшенном замке и т.д.

2. Подбор заданий. Для начала я прохожусь по полкам, ящикам и коробкам с играми и игрушками. Смотрю: есть ли у нас что-нибудь по теме и как это можно использовать. Составляю список. Могу быстро пролистать бумажные развивающие пособия, раскраски. Если нашлось что-то из той же оперы — дополняю список.

После этого могу заглянуть на Пинтерест. Понравившиеся идеи оттуда и собственные задумки вношу всё в тот же список.

3. Придумывание сюжета. Зачем мы отправляемся в это путешествие? Какова наша конечная цель?

4. Составление плана. Прохожусь по своему списку. Что-то вычёркиваю. Оставляю только то, что может понравиться ребёнку, и то, что легко реализовать. Готовлю план будущего квеста (очерёдность миссий).

5. Создание и подготовка реквизита, атрибутов. Делаю это втайне от ребёнка — пока он спит или пока гуляет без меня.

6. Выбор и покупка приза-подарка. Необязательный пункт.

7. Подготовка локаций к игре. Располагаю элементы квеста в разных местах квартиры.

-2

Особенности игры-квеста с малышами

Заданий должно быть немного, иначе ребенок утомляется, его внимание рассеивается, он начинает терять интерес. Для малыша 3 лет достаточно пяти-шести этапов. Если задания сложные, насыщенные — хватит и четырёх.

Для ребёнка от 4 лет можно создавать квесты с семью-восемью заданиями. Но хватит и шести.

Игра на шесть-семь заданий длится примерно 30-40 минут. Больше не надо. Трёхлетке хватит и 20 минут.

Обязателен ли приз? Нет. Ребёнка радует сам факт, что он дошёл до финала и решил поставленную задачу. Например, однажды у нас был уличный квест с поиском потерявшегося мяча. Нашего старого мяча. Пройдя ряд испытаний, ребенок его нашёл — и таял от восторга. Приза не было, а счастья — выше крыши.

Однако чаще я устраиваю квест с подарком. Это дополнительный приятный момент. Вишенка на торте. Но и без неё торт в радость.

Ещё один момент. Это детская игра, а в ней допустимы любые условности и необычайности. Что-то может быть воображаемым, что-то символическим. Например, если мне нужен персонаж, а в доме нет подходящей игрушки — я просто распечатываю его изображение или нахожу готовую картинку. Это действующее лицо может разговаривать, давать указания и подсказки.

Примеры наших домашних квестов

Ну а теперь проиллюстрирую. Квесты домашние, только для себя. Поэтому готовлюсь я наскоро. Не судите строго.

Игра-квест «Под водой»

Зачин. Я сообщаю ребёнку, что пропал его Лосик (любимая мягкая игрушка). Куда же он подевался? Идём искать.

Подходим к колодцу (обручу). У меня в руках появляется рыбка. Она говорит: «Твоего Лосика забрал Морской царь. Он спустился в колодец. На самом деле, это не колодец, а туннель, по которому можно попасть на морское дно. Ты пойдёшь спасать своего друга? Я помогу тебе». Сын соглашается. Рыбка осыпает нас воображаемым волшебным порошком, благодаря которому мы сможем дышать, ходить и разговаривать под водой.

Первое задание. Задом пролезть через обруч и на четырёх пройти по коридору. Словно спускаясь по трубе. Ноги и руки можно ставить только на отметки (я сделала их из малярного скотча).

-3

Физкультминутка.

Второе задание. Спустились, идём. Стоп! Акула! Она теперь нас не отпустит. Она голодная! Надо её накормить. Рыбка сообщает, что Морской царь заказывает для акулы специальный сухой корм. Только при кормлении следует быть очень осторожными — акула запросто откусит руку!

Акулу я сделала из коробки. Фольга, бумага, краски, клей. Сухой корм — это детали от сортера и теннисные шарики. Ребёнок с увлечением кормил акулу, с расстояния бросая корм в её разинутую пасть.

Пасть - это полость в коробке. "Корм", попавший в пасть, остаётся внутри
Пасть - это полость в коробке. "Корм", попавший в пасть, остаётся внутри

После квеста он целый день к ней возвращался. Мы стреляли ей в пасть из бластера. Она проглатывала лодки и машинки ребёнка. До сих пор её не выбросили.

Развитие меткости и ловкости.

Третье задание. Акулу накормили, можно идти дальше. Но сначала рыбка просит спасти маленьких серебристых рыбёшек — они застряли в водорослях. Это пластиковый дуршлаг, выкрашенная в зелёный бечёвка и малюсенькие рыбки — я скрутила их из пищевой фольги. Доставать их надо было через водоросли с помощью пинцета. Сын задание выполнил. Но потом попросил ножницы и разрезал водоросли. Эта деятельность понравилась ему гораздо больше. Взяла на заметку для следующих квестов.

-5

Развитие мелкой моторики.

Четвертое задание. Рыбка благодарит за спасение серебристых мальков и советует посетить морских ежей. Они много знают.

Находим ежей. Это шарики из пластилина с иголками-зубочистками. Один из ежей по какой-то причине лишился своих игл. Вот они, рядом. Ежи просят нас помочь им — вставить иголки в ежиное тельце. Сын втыкал зубочистки в пластилиновый шарик. После этого ежи сказали: «Ищите морского конька. Он точно знает, где живет Морской царь».

-6

Развитие мелкой моторики.

Пятое задание. Находим карточку с морским коньком. Он просит собрать изображение кораблика. Это было его любимое панно, но недавно к Морскому царю приезжали внуки. Они такие сорванцы, постоянно баловались. И вот — нечаянно разрушили панно. На тумбе лежат блоки Дьенеша. Из них ребёнок собирал кораблик — без схемы, без подсказок. Морской конёк поблагодарил и подсказал, где искать Морского царя.

-7

Развитие мышления, геометрического воображения.

Шестое задание. Находим Морского царя. Лосик рядом с ним. Просим отпустить нашего друга. Лосик тоже хочет вернуться. Царь согласен пойти навстречу. Но сначала просит выполнить два его поручения. Если мы справимся, то он не только отпустит нашего друга, но ещё и вознаградит нас.

Морской царь.:) Двадцатилетняя мягкая игрушка с бородой, пакет из пятёрочки, палантин. Корону скрутила из пищевой фольги
Морской царь.:) Двадцатилетняя мягкая игрушка с бородой, пакет из пятёрочки, палантин. Корону скрутила из пищевой фольги

Первое поручение Морского царя. У него есть хобби — он фотографирует рыбок. Недавно к нему приезжали внуки и добрались до его фотоколлекции. Растащили фотографии по всему морскому дну. Надо их найти.

Это карточки из настольной мини-игры «Весёлая рыбалка» (рассказывала о ней здесь). Я заранее спрятала 10 карточек в разных местах квартиры. Где-то просто положила, где-то вставила, где-то приклеила на скотч. Ребёнок бегал по квартире и искал карточки. Что-то нашёл сам, что-то с подсказками. Отыскали все фотографии, отнесли Морскому царю.

-9

Развитие внимательности, счёт.

Седьмое задание. Теперь второе поручение царя. Внуки распотрошили его корону и рассыпали жемчужины, которыми она была инкрустирована. Их нашла медуза и поглотила. Надо отыскать медузу и забрать у неё жемчужины.

Подсказка от царя: «Она такая мягкая, склизкая, фу. Как есть слизь». Ребенок догадался, что речь о слайме. В него я вмешала бусины. Ребенку надо было их достать. Это задание он выполнил с огромным удовольствием, потому что любит возиться со слаймами, особенно со «слизью».

-10

Развитие сенсорики, мелкой моторики.

Финал. Возвращаем царю жемчужины. Он отпускает Лосика и говорит: «Я, как и обещал, награжу тебя. Когда окажешься дома, ищи мой подарок в своей комнате. Там, где сладкие сны». Снова имитируем передвижение по трубе, ставя руки и ноги на отметки. Перелезаем через обруч. Под своей кроватью ребёнок находит подарок от Морского царя (небольшой набор Лего морской тематики).

Квест «Поиск пиратских сокровищ в Африке»

Тогда мы как раз закончили читать книгу о Питере Пэне, поэтому пиратская тема была очень актуальна на тот момент.

Зачин. Пираты спрятали награбленные сокровища в Африке. Мы отправляемся туда, чтобы найти и завладеть этими ценностями. Итак, мы в Африке. Надеваем кепки, вооружаемся биноклем и подзорной трубой. Приключение начинается.

Сокровища — это две посылочки с детскими товарами (настольные игры, книги, карандаши и т.д.). Папа забрал их с почты и припрятал до квеста.

Задание первое. Проходим через речку, прыгая по кочкам. В речке крокодил, он тикает (тик-так, тик-так). Отсылка к «Питеру Пэну». Кочки — это квадраты и треугольники из малярного скотча.

Физкультминутка.

Задание второе. Встречаем бегемота. Это наша старая электронная игрушка. Одна из самых глупых. При включении играет музыка, слышится плеск волн, раздаются детские возгласы. Игроки по очереди вращают зонтик с цифрами. Сколько выпало на зонтике — столько же банок напитка следует выдать бегемоту. На самом деле, надо нажимать на кнопку-рычаг в виде банки. При каждом нажатии брюхо бегемота становится всё больше (накачивается). В какой-то момент бегемот раскручивается, делает отрыжку, и его живот сдувается. На чьём нажатии это произошло — тот и выиграл. Крохой сын любил баловаться с бегемотом, а потом игрушка надолго была забыта. Теперь пришлась в тему.

-11

Мы спросили бегемота, не проходили ли здесь пираты. Бегемот обещал рассказать нам, куда они пошли, если мы поиграем с ним. На этот раз мы не вращали зонтик, а бросали игральные кубики. Сколько выпало на кубиках, столько раз нажимали на банку. На чьём ходу сдулся живот, тот выиграл.

Бегемот сообщил нам, что пираты отправились через заросли к попугаю.

Счёт, сложение, соотнесение количества точек с количеством движений.

Задание третье. Идём к попугаю. Этот персонаж представлен в виде распечатанной картинки. Я подвесила её на временно пустующий сейф в закутке. Заросли — это препятствие из ленты. Ребенок с удовольствием пробирался через неё туда-обратно, туда-обратно. Это и есть задание — подойти к попугаю вплотную, не задевая лент, и спросить, куда пошли пираты.

Кочки в реке с тикающим крокодилом, путь к попугаю
Кочки в реке с тикающим крокодилом, путь к попугаю

Развитие ловкости.

Задание четвёртое. Попугай обещает ответить на наш вопрос, если мы ему поможем. Родственник из Южной Америки прислал ему свою фотографию, но пираты её порвали и куда-то спрятали. Если мы найдём обрывки и соберем картинку, попугай нам всё расскажет. Ребёнок складывал на карточке изображение попугая из плоских геометрических фигур, найденных в сейфе. Это вот такая игра Djeco .

-13
-14

Когда сын закончил, попугай сказал, что пираты направились к холодной пещере. Мы поняли, что идти надо к холодильнику.

Развитие мышления, геометрического воображения

Задание пятое. Возле холодильника нас встречает змейка (игрушка). На двери холодильника написаны слова. Эти наскальные надписи оставили пираты. Они сказали змее, что здесь есть лишнее слово. Ей теперь ужасно интересно, что же там написано и какое слово лишнее. Но она не умеет читать. Если малыш прочитает для неё эти слова, она скажет, куда пошли пираты. Ребёнок прочитал слова, нашёл лишнее (морж). Змея подсказала, что надо идти к банановой роще.

-15

Изучение букв, обучение чтению, логика.

Задание шестое. Приходим в банановую рощу. Звери хотят есть, но не дотягиваются до бананов, растущих на высоких деревьях. Они просят помочь им. Я взяла мягкий конструктор и приклеила к нему бумажки с изображением бананов. Расставила элементы на стеллаже.

-16

Мы взяли бластер и с его помощью сбивали бананы. Когда все бананы оказались сбитыми, звери сообщили нам, что пираты пошли в ту сторону, где живет жираф без пятен.

-17

Развитие меткости и ловкости.

Задание седьмое. Жираф — это картинка. Точнее, раскраска. Находим её. Жираф знает, где пираты спрятали сокровища. Он скажет нам об этом, если мы сделаем его пятнистым. Он появился на свет без пятен, чувствует себя белой вороной, грустно. Надо помочь. Ребёнок украшает его пятнышками (используя пальцы и краски). Радостный жираф сообщает, что сокровища — в ближайших джунглях с огромными листьями.

-18

Чуть-чуть творчества

Финал. Большой лист из зелёной бумаги висит на двери, ведущей на лоджию. Вероятно, нужные нам джунгли — там. Мы заглядываем на лоджию и находим «сокровища пиратов». А теперь — распаковочка посылок. Заработал.

Ещё о наших играх и развлечениях:

Квест с привидениями

Мини-квест по сказке Волкова "Волшебник изумрудного города"

Прятки понарошку: прячем не себя, а предметы и картинки

Все наши квесты в одной подборке