Найти в Дзене
Сурово о финансах

Откуда большевики брали деньги на революцию?

Вокруг Великой октябрьской социалистической революции продолжают ломаться копья. Особенно, по вопросу финансирования революционеров. Сторонники большевиков яростно отрицают, что большевики брали деньги у иностранцев, противники столь же яростно подтверждают. Прямых документов нет, но косвенных доказательств хватает.

В частности, 3 декабря 1917 г. статс-секретарь Кюльман констатировал в письме кайзеру: «Лишь тогда, когда большевики стали получать от нас постоянный приток фондов через разные каналы и под разными ярлыками, они стали в состоянии поставить на ноги свой главный орган “Правду”, вести энергичную пропаганду и значительно расширить первоначально узкий базис своей партии».

Русские деньги

Почему-то меньше всего и довольно невнятно говорят о российских деньгах в революции. Источников было несколько. И один из них — капиталы купцов и промышленников-старообрядцев. Наиболее известны фамилии Саввы Морозова и Николая Шмита, еще в первую русскую революцию передавших на дело большевиков десятки, если не сотни тысяч рублей. Причем и тот и другой умерли странной смертью, а большевики поучаствовали в разделе их имущества. После смерти фабриканта Шмита большевики активизировали схему по отъему его состояния. Сестры Шмита были лишены наследства путем фиктивных браков, его брат подвергся шантажу, в результате чего получил всего 17 тысяч, остальные же деньги перешли в распоряжение «большевистского центра» РСДРП.

Стоит отметить, что к 1917 году старообрядцы стали серьезной политической силой, противодействовавшей российскому самодержавию. Кстати, Нижний Новгород в этих раскладах играл немалую роль — именно здесь на протяжении многих лет проходили Всероссийские съезды старообрядцев. А многие наследники старообрядческих капиталов вместо продолжения дела предков ушли в революцию.

Немалый вклад в кассу большевиков сделал Максим Горький, отчислявший 40% сборов от постановки «На дне» в Германии и успешно занимавшийся сбором денег во время визита в США. Постоянное финансирование большевики получали от экспроприаций, проще говоря — от грабежей банков и предпринимателей. В их организации принимал участие уроженец Нижнего Новгорода Яков Свердлов. Суммы были разные. Так, Уральская боевая дружина братьев Кадомцевых в 1906 году ограбила под Уфой почтовый поезд, где захватила более 200 тысяч рублей, из которых 60 тысяч были переданы специальным курьером Ленину. Не гнушалась группа Кадомцева и грабежом винных лавок. Деньги отмывали через сеть предприятий и фирм, как в России, так и за рубежом.

Для понимания, матрос на Волге получал 15—20 рублей в месяц, оклад городового был чуть больше 20 рублей в месяц (форма — за свои). Ежемесячные партийные членские взносы составляли в среднем 1 руб. 50 коп., а сама партия насчитывала 24—25 тысяч человек.

Ещё какие-то, довольно существенные суммы, давали экспроприации. То есть, грабежи банков. К ним был причастен и Коба – Иосиф Сталин.

Немцы и революция

Наиболее проработана версия финансирования большевиков деньгами Германии и Астро-Венгрии. Через Александра Парвуса, наладившего контакты с германскими властями еще в 1915 году. Сторонники марксистов отрицают финансирование со стороны тогдашнего врага Российской империи на том основании, что прямых доказательств и расписок от Ленина нет. Но есть документы германского генштаба, подтверждающие перечисления, иные косвенные доказательства. По широко опубликованным в современной немецкой печати (последняя публикация — в журнале «Der Spiegel» в декабре 2007-го) сведениям из открытых источников германского МИДа, российские большевики получили от германского министерства иностранных дел только в течение четырех лет — с 1914 и до конца 1917 г. средства для свержения российской монархии в виде наличных денег и оружия на сумму в 26 млн рейхсмарок, что соответствует сегодняшним 75 миллионам евро.

По данным историка Юрия Фельштинского, за время войны Германия потратила на так называемую «мирную пропаганду» не менее 382 млн марок, причем до мая 1917 года на Румынию или Италию денег было потрачено больше, чем на Россию. В России же, по мнению Фельштинского, единственной газетой, финансировавшейся в 1917 г. немцами, была «Правда». По данным британского историка Дж. Смила, к концу 1917 расходы Германии на организацию беспорядков в России составили приблизительно 30 млн марок. Сейчас эксперты говорят о сумме в 60 млн немецких марок на революцию в России.

Троцкий и Уолл-стрит

На революцию давали деньги и американские финансисты. Через Троцкого, имевшего родственные и деловые связи на Уолл-стрит.

В частности, речь идет об Абраме Львовиче (Лейбовиче) Животовском — дяде Льва Троцкого по материнской линии. Это был известный биржевой спекулянт, миллионер; с 1912 г. — член специального консорциума «Русско-Азиатского банка». В 1915 г. он создал Петроградское торгово-транспортное акционерное общество, одним из его поставщиков была фирма «Америкэн Металл Компани», финансовые расчеты производились через нью-йоркский «Нэшнл Сити Бэнк». У Животовского известны как предприниматели и биржевые дельцы еще три брата, осевшие после революции в разных странах и пытавшиеся «наладить контакты между Советской республикой и коммерческими кругами Запада».

Джозеф Недава оценивает доход Троцкого в 1917 году в 12 долларов в неделю «и ещё какие-то гонорары за лекции». Троцкий пробыл в Нью-Йорке в 1917 году три месяца, с января по март, так что его доход от «Нового мира» составил 144 доллара и, допустим, было еще 100 долларов гонораров за лекции — итого 244 доллара. При этом Троцкий смог отдать 310 долларов друзьям, платить за нью-йоркскую квартиру, обеспечивать семью и, уезжая из Нью-Йорка в Петроград в 1917 году, чтобы организовать большевицкую фазу революции, имел с собой отложенные …10 000 долларов.

Связи Троцкого с Уолл-стрит еще в 1974 году вскрыл Энтони Саттон в книге «Уолл-стрит и большевистская революция», основанной на рассекреченных правительственных архивах США, Канады и Великобритании. В книге приводится, в частности, письмо президенту США Вудро Вильсону (17 октября 1918 г.) от Уильяма Лоренса Саундерса, президента корпорации «Ингерсолл-Рэнд», директора корпорации «Америкэн Интернэшнл» и вице-председателя правления Федерального резервного банка Нью-Йорка: «Дорогой г-н Президент, я симпатизирую советской форме правления, как наиболее подходящей для русского народа…». Связником между большевиками и Уолл-стритом был Троцкий. Если верить Саттону, Вильсон лично выдал Троцкому паспорт и выделил 10 000 долларов (более 200 000 долларов в пересчете на нынешние деньги).

Сам Троцкий так прокомментировал в газете «Новая жизнь» слухи о долларах от банкиров: «Относительно истории с 10 тыс. марок или долларов, то ни мое правительство, ни я об этом ничего не знали до появления сведений о ней уже здесь, в российских кругах и российской печати». Далее Троцкий писал: «За два дня до моего отъезда из Нью-Йорка в Европу мои немецкие единомышленники устроили мне прощальный митинг. На этом митинге состоялся сбор на русскую революцию. Сбор дал $310». Однако другой историк, опять же американец, Сэм Ландерс, в 90-х годах нашел в архивах доказательства того, что деньги Троцкий все-таки в Россию привозил. В количестве 32 000 долларов от шведского социалиста Карла Моора.

Константин Барановский