Найти в Дзене

Лунные корабли - продолжение 1

Начало - здесь.

Плоская стенка из плоскости не работает.

Так нас учили. А если и работает - то плохо. Работает или за счет толщины, или трехслойной конструкции (панели с сотовым заполнителем), или развитого подкрепления.

При работе на внутреннее давление плоские стенки стараются не применять. Только от очень большой необходимости. Или там, где нет ограничений по весу, а простота изготовления плоской подкрепленной поверхности дает выигрыш в стоимости.

Космические аппараты, так же как и авиация, к весу относятся очень скрупулезно и при работе на внутреннее давление используют поверхности одинарной или двойной кривизны.

Кстати, многих успокаивает величина внутреннего давления кислородной атмосферы американских аппаратов лунной программы - всего 0,3 кг/см2. Посмотрим - вроде немного - 300 грамм на один сантиметр. Но на один квадратный метр это усилие 3 тонны! А та же торцевая стенка "консервной банки" ЛМ имеет площадь поверхности более 4 м2 - сила давления больше 12 тонн!

Посмотрим, в исторической ретроспективе, беспилотные и пилотируемые космические аппараты.

ПС-1.

Та минимальная аппаратура, которая была на борту, на работу в вакууме не была рассчитана. Потому воздух или азот и давление внутри было. Сфера.

Эксплорер - 1.

-2
-3

Тот же уровень приборов - форма конус плюс сфера. Форма определяется вписыванием КА в головную часть ракеты.

Пилотируемые.

Восток.

Предшественник Востока - Биоспутник - тот же Восток.
Предшественник Востока - Биоспутник - тот же Восток.

Сфера. Конусы агрегатного отсека.

Меркурий.

Меркурий. Про него хватает различной критики, но формы для работы на внутреннеее давление - рациональные
Меркурий. Про него хватает различной критики, но формы для работы на внутреннеее давление - рациональные

Суборбитальный, но тем не менее - конусы (вписывание в головную часть РН). цилиндры, сферические поверхности.

Восход.

Шлюз - цилиндр, да еще и надувной.
Шлюз - цилиндр, да еще и надувной.

Развитие Востока. Те же формы.

Джемини.

Джемини
Джемини

Развитие Меркурия. Те же формы.

Союз.

Союз
Союз

Сферический отсек и спускаемый аппарат в "форме фары" - сферические и конусные поверхности.

Аполлон.

Аполлон
Аполлон

Конус плюс сфера.

Ну да ладно, это все аппараты были или первые, или рассчитаны и использовались для прохождения атмосферы. С экипажем внутри.

Взглянем на орбитальные станции. Они стартовали пустые (в смысле без экипажа внутри) и использовались только в космосе.

Салют (Заря).

Салют
Салют

Цилиндрические, конические, сферические поверхности.

Скайлэб.

Скайлэб
Скайлэб

То же.

Салют-7.

Салют 7
Салют 7

То же.

Мир.

Мир
Мир

То же нет плоских поверхностей.

МКС.

МКС
МКС

Все понятно по изображению. Можно рассмотреть покрупнее - фото в интернете достаточно.

Ни до ЛМ, ни после - не делали корпуса космических аппаратов, находящихся под давлением, из плоских оребренных поверхностей. Он один такой эксклюзивный и непонятный.

Кстати, в авиации в некоторых случаях применяют плоские (или почти плоские) поверхности. Это, в первую очередь - верхняя и нижняя панель кессона крыла.

-15
-16

Но там толщины и усиления много значительнее, нежели у ЛМ. Причем, нагрузка из плоскости там присутствует, от аэродинамических сил, но она меньше на порядок - сотни кг на м2 - так называемая удельная нагрузка на крыло.

Другой пример - рампа и пол у транспортников.

-17

Третий пример - пол пассажирского самолета, но у него нагрузка другая, намного меньшая, нежели от внутреннего давления.

А что же у лунного корабля разработки специалистов из СССР?

Да ничего "эксклюзивного", все по классике. Для работы на внутреннее давление.

ЛК-3
ЛК-3

Кабина экипажа - сфера.

Агрегатный отсек ЛК-3
Агрегатный отсек ЛК-3

Агрегатный отсек - так же формы тел вращения.

ЛК-3 "в полный рост"
ЛК-3 "в полный рост"

Иллюминатор и опоры. Их - и иллюминаторы и опоры - сравним и обсудим далее.

Кабина ЛК-3
Кабина ЛК-3

Что бы обеспечить на сферической поверхности установку иллюминатора, направленного вниз, выполнена вогнутость, но опять же - сферической формы. Сфера на наружное давление работает несколько хуже, чем на внутреннее - потеря устойчивости - но в любом случае намного лучше плоской стенки.

Для сравнения:

Кабина ЛМ
Кабина ЛМ

В первом случае (ЛК-3) все смотрится просто, понятно и несколько... примитивно.

Зато во втором (ЛМ) - все сложно, непонятно - вероятно очень серьезно. Зачем то так сделали?. Видимо владели каким то "дзен" - сокровенным знанием?

Продолжение в следующей части...

Добавляю, по результатам обсуждений, ссылку на четвертую часть: кратенький "ликбез" . Сравнение сферической и плоской стенки.