Найти тему

Россия и Турция в Первой мировой: ЭРЗЕРУМ

Генерал Н.Н. Юденич с орденами Св. Георгия 2, 3, и 4ой степени.
Генерал Н.Н. Юденич с орденами Св. Георгия 2, 3, и 4ой степени.

Первая мировая война дала Императорской, а затем Белой и Красной армиям целую плеяду талантливых полководцев и опытных офицеров. Наш рассказ сегодня - об одной из самых блистательных операций той войны - взятии Эрзерума.

Турция в Первой мировой выбрала сторону Германии и Австро-Венгрии. Очень скоро немецкие морские офицеры чувствовали себя хозяевами на османском флоте.

Султан Мехмед Пятый и Кайзер Германии Вильгельм Второй. Стамбул, 1915.
Султан Мехмед Пятый и Кайзер Германии Вильгельм Второй. Стамбул, 1915.

А вот в сухопутных войсках, где германских инструкторов было не так много, у турецких военачальников сразу не заладилось. Особенно тяжелым положение Османов было на Кавказском фронте, где им противостояла Россия.

Император Николай Второй, с августа 1915 - Верховный Главнокомандующий, в форме адмирала Британского флота.
Император Николай Второй, с августа 1915 - Верховный Главнокомандующий, в форме адмирала Британского флота.

В отличие от западного направления, война на Кавказе на протяжении всей войны велась на турецкой территории. Именно здесь в начале 20 века удалось повторить бессмертный подвиг Суворова под Измаилом. В самом начале января 1916 года завершилось 8-дневное Азапкейское сражение. Ожесточенное сопротивление турецких войск было сломлено; спешно отходя вглубь своей территории более чем на 100 километров, турки закрепились в Эрзеруме - крепости на высоте 3000 м над уровнем моря, в ту пору считавшейся неприступной.

Эрзерум в начале 20 века.
Эрзерум в начале 20 века.

Наместник на Кавказе Вел. князь Николай Николаевич (перемещенный сюда с поста Верховного Главнокомандующего в августе 1915 года) категорически запретил штурм Эрзерума. Несмотря на то, что русские войска сильно оторвались от частей снабжения и ощущали недостаток боеприпасов, командующий Кавказским фронтом генерал Николай Юденич решил взять Эрзерум с ходу. Разведка показала полную дезорганизацию и панику в турецком лагере. Медлить было нельзя.

Русские войска на позициях под Эрзерумом.
Русские войска на позициях под Эрзерумом.

Юденич завершил подготовку к штурму к 29 января 1916 года. Для этого он сосредоточил под Эрзерумом 75% всей Кавказской армии. На направлении главного удара было размещено 83% штурмующих, что составило более 60% от всех наличных русских войск на Кавказе. Фронт был оголен на протяжении более 1000 км и лишь патрулировался казачьими разъездами. Пойти на такой риск мог только военный гений, уверенный в успехе. На военном совете перед штурмом старшие командиры Кавказской армии умоляли Юденича об отсрочке. И получили ее: штурм был перенесен с 8:00 вечера на 8:05...

После артподготовки из 34 орудий начался 5-дневный штурм Эрзерума. Русские шли на штурм в 20-градусный мороз под шквальным огнем противника. На правом фланге город атаковали 2-й Туркестанский и 4-й Кавказский корпуса. В центре удар наносился силами 4-й Кавказской стрелковой дивизии. Главный удар наносился на левом фланге, где 1 февраля 4-й Кавказской дивизии удалось спуститься в Эрзерумскую долину. 2 февраля 153-й Бакинский пехотный полк овладел одним из первых фортов города. Выдержав шесть турецких контратак, бакинцы пошли в штыковую и отбили еще два приступа. По горной тропе под ураганным турецким огнем русским удалось переправить бакинцам ослика, навьюченного патронами - после этого Бакинский полк отбил еще две контратаки турок. Форт был удержан. Из 1400 бакинцев в живых осталось 300, без ранений - ни одного. Взятие и удержание форта Далангез сыграло ключевую роль в падении Эрзерума.

156-й Елисаветпольский полк был брошен на сильнейший форт крепости - Чобан-деде, но под огнем турок был вынужден залечь между скал. Генерал Юденич решил отправить подкрепление, но получил от командира полка ответ, что полк обижен на предложение поддержки и просит взять форт самостоятельно. Форт был взят.

Героические 154-й Дербентский и 155-й Кубинский полки потеряли в ходе штурма всех офицеров. Атаку возглавил полковой священник Дербентского полка протоиерей Павел Смирнов, потерявший в сражении ногу. Итогом атаки стало взятие форта Гяз.

Авиаразведка 2 февраля выявила, что турецкие части массово и беспорядочно отступают от Эрзерума. Уже 3 февраля над цитаделью города был поднят флаг Императорской армии...

Трофейные турецкие знамена, взятые при штурме Эрзерума
Трофейные турецкие знамена, взятые при штурме Эрзерума

В погоню за отступавшими османскими частями была направлена вся наличная конница - казачьи части Терского, Кубанского и Сибирского войск. С ходу в ходе погони были заняты Испир, Ашкала и Еникей. В плен сдались остатки 34-й турецкой дивизии со штабом и 20 орудиями.

В ходе штурма Эрзерума потери русских войск не превысили 15 тысяч человек, что для взятия такой идеально защищенной крепости составило уникально малую величину. Общие потери турецкой армии под Эрзерумом превысили 60 тысяч, включая 20 тысяч пленных, и 450 орудий.

Телеграмма Императору Николаю Второму о взятии Эрзерума.
Телеграмма Императору Николаю Второму о взятии Эрзерума.

За февральской операцией под Эрзерумом последовали Трапезундская (апрель), Эрзиджанская (июль) и Огнотская (август) операции, в ходе которых русская армия продвинулась вглубь турецкой территории на 250 км, выйдя к осени 1916 года к верховьям Евфрата и берегу озера Ван.

Император Николай Второй в Ставке Верховного Главнокомандования.
Император Николай Второй в Ставке Верховного Главнокомандования.

Успехи русских войск на Кавказе в 1916 году стали решающими на Ближнем Востоке. В конце 1916 года Османам пришлось сосредоточить против русских войск 27 дивизий, критически снизив количество своих войск против англичан в Междуречье до 18 дивизий, что впоследствии привело к масштабной военной катастрофе. В Персии также успешно действовал русский казачий корпус генерала Баратова. Военные итоги 1916 года позволили русскому командованию решиться на десантную операцию по захвату Стамбула и проливов Босфор и Дарданеллы. Такая операция было поручена Черноморскому флоту под командованием А.В. Колчака и намечена на май 1917 года. Однако события Февраля 1917 года и последовавший за ними развал Армии и Флота сделали эти планы несбыточными...