Найти тему
Жизненные ценности

«Ностальгия» по советской школе. Или как нас учили в СССР.

Какие плюсы были у системы образования в СССР или ей чего-то не хватало, чтобы она была идеальной. До сих пор нет единого мнения о том, действительно ли систему образования в СССР можно считать лучшей в мире. Кто-то с уверенностью соглашается, а кто-то говорит о губительном воздействии идеологических принципов. Без сомнения, пропаганда существовала, но в том числе благодаря пропаганде в рекордно сжатые сроки была ликвидирована безграмотность населения и образование стало общедоступным .

Образовательная система СССР.

Образовательная система СССР позволяла всем детям получить прежде всего полноценное воспитание. Педагогами и учителями проводился большой объем работы, который формировал у ребенка основные жизненные ценности: мировоззрение, патриотизм. Другой вопрос, насколько образование должно быть связано с государственной идеологией. Но процесс воспитательной работы был выстроен максимально грамотно.

Существовало огромное количество бесплатных кружков, студий. У каждого ребенка была возможность реализовать себя во всех областях. Наличие пионерских и общественных организаций, которые сопровождали школьников, воспитывали их, – это большой плюс. Еще одна отличная черта того периода – формирование у детей уважения к старшим, к себе, к Родине.

Школы в СССР.

Дети в школе действительно учились, учителя – учили, уровень бюрократизации был ниже, свободы у учителей – больше; обучение в старших классах не превращались в предэкзаменационную вакханалию, как в наше время. Хватало 5-6 уроков в день, после которых оставалось много свободного времени. 10 лет в школе вполне хватало для получения качественного среднего образования, которое сейчас с трудом могут уложить в 11 лет, при том, что ежедневная нагрузка тоже возросла.

Учитель вполне мог позволить себе поднять руку на «плохого» ученика, и усмирить наглеца, без страха за свое место или жизнь. А ученики справедливо побаивались педагогов и вели себя подобающе, понимая, что за каждое бранное слово может прилететь не слабо.

Существенную роль в системе школьного образования исполняли школы – интернаты и «продленки», позволяющие родителям не тревожиться за своих детей. Особенностями системы образования в советское время были пионерские организации, дома пионеров, дворцы, кружки, станции юных специалистов и техников и другое. Каждый из учащихся школ, мог избрать деятельность в зависимости от своих интересов, и самое главное – данные занятия были бесплатными. На подобных занятиях дети получали знания из различных областей. Говорить о бесплатных кружках и секциях в нынешней России не доводится. За все нужно платить.

-2

Высшее образование в СССР.

Высшее образование в советское время было бесплатным, а студентам на основании их оценок выплачивалась стипендия. Более того, как раз в Советском Союзе возникла система заочного образования. Система образования в СССР, особенно по инженерно-техническим специальностям, овладевала лидирующими положениями в мире.

Студент, заканчивающий тот или иной ВУЗ, четко понимал, где он будет востребован, знал куда сможет устроится на работу, совсем не сидел на шее у родителей и не искал куда податься. Вообще, облик лентяев и безработных в то время был позором, таких людей стыдили, наказывали. Труд был всегда в почёте.

У некоторых представителей сегодняшней молодежи напротив, нет никакого желания трудиться, они хотят получать деньги из воздуха, отсутствует желание стоять у станка, чертить чертежи или проектировать механизмы, желательно просиживать штаны в соц.сетях, снимать бессмысленные видео и получать хорошие деньги.

Убежден, что советская система образования была более эффективной, компактной и продуманной, чем то, что мы имеем сейчас.Но и в советской, и в современной системе образования есть свои плюсы и минусы. Никогда нельзя утверждать, что в СССР было все идеально, а сейчас все плохо. Везде есть положительные и отрицательные моменты.

Советская система образования, к примеру не подходит современным детям. Сейчас очень много интерактивных элементов, совсем иных форм работы – всевозможные соревнования по специальностям на примере world skills , возможность проявить себя, заявить о себе имеет каждый из любой точки страны. Но воспитательная работа, формирование морально-патриотических качеств в СССР были выстроены лучше, чем в современном российском образовании.

-3

Недостатки современного образования.

На мой взгляд, школа должна воспитывать человека - она не имеет права просто «оказывать услуги в сфере образования».

Сейчас, официальная позиция - свалить всё воспитание на семью, но семьи-то все разные! С разными принципами, взглядами на смысл жизни, с различным пониманием совести, морали и нравственности и наконец доходами. Как же нам жить в обществе, где у людей нет общего представления о добре и зле и каждый интерпретирует человеческие ценности по-своему?

Школа обязана вновь стать воспитателем юношества: осуждать проступки, хвалить за правильный пример и учить делать верный выбор в непростых житейских ситуациях. Не назидательно читать лекции, а просто жить единым коллективом, большой школьной семьёй, в которой нет равнодушия друг к другу, где есть взаимовыручка, помощь старших и искреннее участие в бедах и в радости.

Если кому-то не нравится возвращение школы к воспитанию детей, если кому-то панически мерещится возврат к СССР, то пусть он от своих страхов удавится: продолжать и дальше жить, когда каждый сам по себе, нереально - страна развалится. Дети должны существовать в коллективе, где единые правила для ВСЕХ, в коллективе который учат не только цифрам и способам подняться, а в котором даются нужные знания в каждой области и заботятся о сплоченности детей, их нравственном облике.

Полноценный человек не может сказать, что его воспитали телевизор, ютуб или тикток - у воспитателя должны быть имя, биография и личность, ведь только Личность способна быть авторитетом для подрастающего поколения.

Желаю сегодняшним ребятам – видеть друг в друге человека, а не достаток его семьи, дружить искренне и бескорыстно, быть честными друг к другу и нетерпимым к гадости. Жить высокой мечтой о покорении мира, уважать коллектив, подтягивать отстающих в учебе и в жизни, быть человеком всегда и везде.

-4

СССР
2461 интересуется