Найти тему
ТехноИнфо

Забытые изобретатели известных изобретений

Оглавление

Избирательная память истории или властей позволяет оспаривать первенство Попова над Маркони или Черепановых над Стефенсоном. О гениальном изобретателе вертолетов Сикорском и создателе телевидения Зворыкине по политическим мотивам в свое время предпочитали молчать. Однако непонятно чем и кому не угодили российские изобретатели, которые жили в дореволюционное время?

Сухое молоко

Проблему длительного хранения молока люди пытались решить с давних пор. Из письменных источников известно, что для создания молочных запасов его замораживали в холодное время года на улице. Однако из-за отсутствия холодильного оборудования идея была обречена на провал.

Выпаривание молока показалась лекарю Нерчинских заводов Осипу Кричевскому более перспективной, чем заморозка. Ему удалось реализовать технологию в 1802 году и получить порошок, который при разведении водой вновь становился молоком. Как это бывает часто, находка Кричевского не заинтересовала общественность, и только 1832 году было налажено промышленное производство сухого молока химиком Михаилом Дирчовым. Технология была запатентована в Европе в 1885 году, но фамилия Кричевского была при этом забыта.

Современная технологическая линия по производству сухого молока
Современная технологическая линия по производству сухого молока

Отопительные радиаторы

О другом способе отопления, кроме печного, люди не знали вплоть до начала 20-го столетия. Однако мысли о создании более эффективного способа обогрева помещений уже витали в 19 веке.

Радиаторная трубчатая батарея - детище Франца Сан-Галли, русского промышленника и коммерсанта немецкого происхождения. Изобретателю в 1855 году пришла идея упростить традиционные для того времени паровые отопительные устройства за счет использования водяных трубок. Францу Карловичу также принадлежит термин “батарея”, который мы сейчас используем как синоним слова радиатор.

Франц Сан-Галли - отец чугунного радиатора
Франц Сан-Галли - отец чугунного радиатора

Рамочные ульи

До 19 века пасечники использовали улей, конструкция которого напоминала природное пчелиное гнездо. Сбор меда заключался в окуривании и разборке улья, причем окуривание приводило нередко к гибели пчел. Другой вариант ульев, линеечный не получил широкого распространения из-за сложной конструкции.

Революцию в пчеловодстве сделал Петр Прокопович, когда в 1814 году представил миру рамочный улей «Петербург», который мог использоваться многократно. Изобретение позволило ему увеличить собственную пасеку до 10000 пчелиных семей. Претензии на первенство поляка Ян Джержона и американца Лоренцо Лангстрота беспочвенны, так как они предложили свои изобретения только 1838 и 1851 году соответственно.

Современный рамочный улей
Современный рамочный улей

Снегоход

Идеи ученого-изобретателя Сергей Сергеевича Неждановского в конце 19 века опережали время, а в начале 20-го - отставали. Однако после неудач с реализацией новаторских схем вертолетов, ему пришла гениальная мысль объединить сани и двигатель с пропеллером собственной конструкции. Так в 1903 году родились аэросани, которые преодолевали снежные препятствия и развивали довольно приличную скорость.

Санки Неждановского
Санки Неждановского

В 1913 году снегоход был улучшен за счет использования легких цепей, состоящей из прямоугольных рамок, вместо гусеничной ленты, и расположения опорных лыж поверх нижней ветви гусеницы. Такое техническое решение снизило давление на поверхность снега, что позволило увеличить скорость саней.

 Конструктивная схема движителя: 
1 — рама снегохода,2 — опорная лыжа,3 — ведомая звездочка передней оси,4 — ведущее колесо,б — грунтозацеп,6 — щечки-звенья цепидвижителя,7 — раздаточная коробка,8 — ведущая звездочка раздаточной коробки, 9 — роликовая цепь, 10 — ведомая звездочка промежуточного вала, 11 — промежуточный вал, 12, 13 — ведущие звездочки промежуточного вала (для привода переднего и заднего валов), 14 — подшипниковые узлы.
Конструктивная схема движителя: 1 — рама снегохода,2 — опорная лыжа,3 — ведомая звездочка передней оси,4 — ведущее колесо,б — грунтозацеп,6 — щечки-звенья цепидвижителя,7 — раздаточная коробка,8 — ведущая звездочка раздаточной коробки, 9 — роликовая цепь, 10 — ведомая звездочка промежуточного вала, 11 — промежуточный вал, 12, 13 — ведущие звездочки промежуточного вала (для привода переднего и заднего валов), 14 — подшипниковые узлы.

Ледокол

Русский предприниматель Михаил Бритнев владел пароходным товариществом, которое занималось перевозкой грузов из Кронштадта в Ораниенбаум (Ломоносов). Каждый год весной и осенью он терпел убытки из-за того, что лед не выдержал массу груженых саней и препятствовал судоходству. Для решения этой проблемы Бритнев предложил конструкцию судна, нос которого наползал на лед и проваливал его своей массой.

Первым ледоколом стал пароход «Пайлот», который провел караван судов в 1864 году. Это позволило осуществлять судоходство еще два месяца в году. Второй ледокол Бритнева носил имя «Бой», который закрепил успех предпринимателя-изобретателя.

Ледокол Бритнева
Ледокол Бритнева

В 1871 году патент на ледокол был куплен властями Гамбурга (они построили ледокол «Айсбрехер-1»), а позднее другими европейскими странами и американцами.

Комментируйте, оценивайте, подписывайтесь на канал - будет много интересного!

По вопросам заказа текстов пишите @makxcc