Найти тему
BertoBerto

1-я Синявинская операция (1941)

Оглавление

Синявинская операция 10-26 сентября 1941 г. (1-я Синявинская операция) - наступательная операция советских войск 54-й отдельной армии и «Невской оперативной группы» Ленинградского фронта против части сил 16-й германской армии. Группа армий «Север» с целью прорыва блокады Ленинграда. Наступление советских войск на Синявинском направлении в сентябре 1941 года, предпринятое через несколько дней после установления блокады, было первой попыткой восстановить сухопутное сообщение между Ленинградом и остальной частью страны.

Наступление немецких войск юго-восточнее Ленинграда, август — сентябрь 1941 года

В середине июля 1941 года советским войскам на Лужской линии удалось остановить продвижение северогерманской группы армий к Ленинграду. Лишь в конце первой декады августа, после перегруппировки и накопления сил, немецкие войска возобновили наступление. На южном фланге Северной группы армий наступали два трупа 16-й армии, усиленные начальником дивизии СС и мощной авиацией. После трех дней ожесточенных боев 12 августа немецкие войска прорвали оборону 48-й Советской армии на реке Мшага и устремились к Новгороду, который был взят 16 августа. 20 августа немецкие войска захватили Чудово и перерезали Октябрьскую железную дорогу.

После сосредоточения 25 августа в районе Чудово-Новгорода дивизий 1-й, 28-й армии и 39-го моторизованного корпуса немецкие войска продолжили наступление и нанесли удар по железной дороге и шоссе Ленинград-Москва. В районе Любани немецкая группировка разделилась: одна часть продолжала наступление на Ленинград с юго-востока, другая - в направлении Мге и Киришей. Первая часть немецкой группировки в составе 3-х пехотных дивизий 28-го армейского корпуса и 12-й танковой дивизии атаковала оборону 55-й армии западнее Тосно и юго-восточнее Красногвардейска. В районе села Вырица немецкие части 16-й армии объединились с 4-й танковой группой, окружив тем самым значительные вооруженные силы советских войск, которые не смогли отойти из района Луги.

Одновременно 20-я моторизованная дивизия захватила Тосно и 30 августа вышла к Неве в районе Ивановского, а части 18-й моторизованной дивизии 29 августа взяли Кириши. Отрезанные от основных сил остатки 48-й армии были вынужден отступить к реке Тосна и станции Мга. Ожесточенные бои за МГУ продолжались несколько дней, станция несколько раз переходила из рук в руки. 31 августа частям 20-й моторизованной дивизии удалось окончательно захватить МГУ и тем самым перерезать Кировскую железную дорогу - последнюю магистраль, связывающую Ленинград с остальной частью страны. Более того, 7 сентября 20-я моторизованная дивизия при поддержке части сил 12-й танковой дивизии овладела Синявино, а 8 сентября - Шлиссельбургом. Этот день считается днем ​​начала блокады Ленинграда.

Хотя город блокировали только с суши, А. Гитлер считал, что цель достигнута, и с этого момента относился к Ленинграду как к второстепенному театру военных действий. Группе армий «Север» было приказано соединиться с финнами, полностью блокировать город и не позднее 15 сентября передать моторизованные соединения и значительную часть своей авиации Группе армий «Центр» для операции «Тайфун». Несмотря на это, фельдмаршал фон Лееб 9 сентября все же начал штурм Ленинграда, надеясь взять город в течение нескольких дней.

Подготовка наступления 54-й отдельной армии

2 сентября 1941 г. Ставка Верховного Главнокомандования решила срочно сформировать 54-ю отдельную армию под командованием маршала Г.И.Армия должна была остановить новое наступление противника и вернуть себе контроль над Кировской железной дорогой.

В состав армии входили 4 стрелковые дивизии (285, 286, 310 и 314) 52-й армии, а также 27-я кавалерийская дивизия, 122-я танковая бригада, 119-й танковый батальон, артиллерийские, инженерные и авиационные части. Верховному командованию 54-й армии было приказано к 5 сентября завершить формирование, а 6 сентября начать наступление по железнодорожной линии Волховстрой - Мга; а также на Турышкино, Погосте и Сальцах. 12 сентября с целью объединения всех советских частей, действовавших в этом районе, Верховное командование передало остатки 48-й армии 54-й армии. Одновременно к 54-й танковой дивизии вошли 128-я, 311-я стрелковая, 21-я танковая дивизии и 1-я горнострелковая бригада. В армии у них была большая нехватка кадров и «представляли только цифры». На 1 сентября в армии насчитывалось 5 838 солдат и офицеров, 7 орудий и 17 минометов.

-2

Только после получения информации о боях в районе Синявино 14 сентября начальник Генштаба маршал Б.М. Сапошников обратился к Г.К. Жукову, только что назначенному командующим Ленинградским фронтом, с просьбой направить войска в наступление против войск Г.И. Кулика. армия. Поскольку практически все соединения фронта были задействованы на других участках, Г.К. Жуков не располагал значительными силами для решения этой задачи и просил командование «усилить товарища Кулика двумя-тремя дивизиями, чтобы он мог нанести мощный удар», полагая, что это будет лучшим подспорьем на фронте в сложившейся ситуации.

Наступление 54-й армии

9-10 сентября соединения 54-й армии перешли в наступление. У южного берега Ладожского озера 128-я пехотная дивизия нанесла удар по Синявино, 310-я пехотная дивизия начала наступление южнее реки Черная, а 286-я пехотная дивизия действовала юго-восточнее Мга. За несколько дней ожесточенных боев воинским формированиям удалось пройти всего 2-3 километра. Наиболее успешной оказалась 128-я стрелковая дивизия, которая к исходу 11 сентября захватила село Липка, рабочие поселки № 4 и № 8, а ее передовые части достигли рабочих поселков № 1 и 5. Однако, она прорвалась к Мге и 54 дивизиям Синявино. Армия потерпела поражение. Противнику силами 20-й моторизованной дивизии (в районе Синявина), 12-й танковой (в районе Мга) и 21-й пехотной дивизии (южнее Мга) удалось в короткие сроки организовать прочную оборону.

11 сентября ударная группа 12-й танковой дивизии вместе с частью вооруженных сил 21-й стрелковой дивизии начала мощную контратаку из района Турышкино-Муйя на левом фланге 54-й армии и вышла на Воронов. Части 286-го, понесшие значительные потери, были отозваны. Развивая наступление, противник 12 сентября овладел деревней Хандрово и фактически отрезал фронт 54-й армии. Немецкое командование также планировало нанести удар с юга на север в направлении Гайтолово, чтобы окружить и уничтожить основные силы 54-й армии. В сложившейся обстановке штаб 54-й армии решил ослабить наступление на Мга и немедленно организовать контратаку и восстановить положение.

12 сентября части 54-й армии перешли в контрнаступление. 310-я стрелковая дивизия атаковала противника с севера, а 1-я горнострелковая бригада - с юга и юго-запада. Поддержку пехоте оказывала минометная охрана бронепоезда № 82 войск НКВД, а также 3 КВ-1 и 8 Т-34 122-й танковой бригады. После ожесточенного боя части 12-й танковой дивизии понесли тяжелые потери и были вынуждены спешно отступить к Вороново. На земле лежало 22 сгоревших немецких танка. Однако из-за нехватки резервов развить наступление и отбить Вороново не удалось. Немецкое командование, обеспокоенное сложившейся обстановкой, перебросило части 8-й танковой и 96-й пехотной дивизий в район Синявино.

Однако на следующий день 54-я армия не смогла возобновить наступление, так как немецкие войска продолжали активную контратаку не только на левом фланге армии в районе Воронова, но и на правом крыле в районе Липка, Гонтовая Липка, Тортоловский район. В ожесточенных боях 13-15 сентября части 128-й стрелковой дивизии отразили контратаки 20-й моторизованной дивизии противника и удерживали позиции, но не смогли продвинуться вперед. При этом в битве под Липкой немцы потеряли около 15 танков. Одновременно части 12-й танковой дивизии атаковали позиции 310-й пехотной дивизии, пытаясь отбросить ее за реку Черную. Под натиском противника 310-я дивизия покинула станцию ​​Апраксин, а также Тортолово и Мишкино.

В ночь на 15 сентября Г.К. Жуков снова обратился к Г.И. Кулику с настоятельной просьбой начать наступление на Мсу сегодня утром. Командующий 54-й армией пообещал возобновить наступление, но не ранее 16-17 сентября, так как «артиллерия не была подведена, взаимодействие на земле не налажено и не все части вышли на исходные позиции». По мнению Г.К. Жуков "Г. И. Кулик, видимо, не представлял или не хотел понимать чрезвычайной напряженности обстановки под Ленинградом "и неуместно боялся немецкого" генерального наступления ", которое по сути было обычной разведкой.

-3

16 сентября в телефонном разговоре с И. В. Сталиным и Б. М. Шапошниковым командующему 54-й армией было приказано отказаться от плана нанесения главного удара в Шлиссельбурге, а затем уже в Синявино. Ставка Верховного Главнокомандования сочла целесообразным нанести главный удар в направлении станции Мга утром 17 сентября. По словам Б. М. Шапошникова, у армии было достаточно сил и средств для решения поставленной задачи. При этом Г.И. Кулику обещали в ближайшее время «еще две боевые дивизии после достройки» для усиления армии, а «в случае прорыва или обхода обороны Мга» - еще две дивизии личного состава и, возможно, новая танковая бригада ».

Несмотря на это требование, Г.И. Кулик сказал, что он уже отдал приказ временно прекратить наступление и закрепиться на имеющихся позициях, так как его армия за последние четыре дня потеряла около 10 000 убитыми и ранеными и «без ввода новых частей». на вокзале терпеть не могу. «21 сентября немецкие войска перешли в наступление по железной дороге Мга-Волховстрой в направлении Путилово. Главный удар нанесла недавно прибывшая в район боевых действий 8-я танковая дивизия, которая через несколько дней боевых действий удалось отбросить 310-ю дивизию морской пехоты к Рио-Негро и захватить Гайтолово, однако продвижение противника было остановлено, а ожесточенные позиционные бои продолжались в районе Тортолова и Ворононова.

24 сентября Ставка Верховного Главнокомандования вновь обратилась к командующему 54-й армией с просьбой овладеть Синявино и объединить силы с частями Ленинградского фронта и прямо назначила Кулика Г.И. лично ответственным за успех операции. При этом Г.К. Жукову было предложено вывести армию на фронт и отстранить Г.И. Кулика от занимаемой должности, так как он «не справляется с возложенной на него задачей и не выполняет приказы для решительного наступления». 24 сентября, когда на поле боя вышли 3-я и 4-я гвардейские стрелковые дивизии и 16-я танковая бригада, 54-я армия вновь активизировала свои действия. Так 4-я гвардейская стрелковая дивизия с 16-й танковой бригадой прорвала оборону противника у Гонтовой Липки и достигла Рабочего поселка № 7, а 310-я стрелковая дивизия при поддержке 122-й танковой бригады оттеснила Гайтолово и отбросила противника. через реку Черную. Однако дальше наступление не получило.

Несмотря на некоторые успехи, 26 сентября по приказу Верховного Главнокомандования 54-я армия была включена в состав Ленинградского фронта. Маршал Г. И. Кулик был снят с должности, а новым командующим стал генерал-лейтенант М. С. Хозин. Под командованием нового командующего части 54-й армии продолжали активные боевые действия. До начала октября 286-я и 294-я стрелковые дивизии и 1-я горнострелковая бригада без особого успеха вели позиционные бои за Тортолово, Вороново, 1-й Эстонский поселок и станцию ​​Апраксин. В конце сентября части 8-й немецкой танковой дивизии оттеснили 4-ю гвардейскую стрелковую дивизию из района западнее Гонтовой Липки, а в начале октября 20-я моторизованная дивизия противника отбила рабочие посёлки No 4 и No 4. 8-й из 128-й стрелковой дивизии, а также Липек.

Боевые действия частей Ленинградского фронта

Итак, исходя из сложившейся ситуации, Г.К.Жуков решил активизировать действия фронта в направлении Синявино. Планировалось с помощью кораблей Ладожской военной флотилии форсировать Неву в нескольких местах, захватить ряд плацдармов, захватить город Шлиссельбург и, таким образом, начать наступление на части 54-й дивизии. Армия. С целью улучшения управления войсками Ленинградского фронта в этом районе была создана «Невская оперативная группа» под командованием генерал-лейтенанта П.С. Пшенникова. Первоначально для решения поставленных задач были выделены только одна дивизия и одна бригада, но через некоторое время к операции подключились и другие части фронта. Тем не менее, силы, необходимые для реализации плана, явно не были выделены, и на подготовку было выделено очень мало времени. Впоследствии маршал Г.К. Жуков в своих воспоминаниях признавал, что «задача декорирования была чрезвычайно сложной, можно сказать, невыносимой».

18 сентября 115-я стрелковая дивизия (командир генерал-майор В.Ф. Коньков) и 4-я бригада морской пехоты (командир генерал-майор В.Н. - Мустолово - Московская Дубровник) с целью захвата головного моста на левом берегу Невы и на р. Утром 20 сентября начать наступление в направлении Мгу. Советские части должны были выполнить поставленную задачу без поддержки авиации и танков, имея только дивизионную и полковую артиллерию. Неожиданно командир 115-й стрелковой дивизии решил не проводить артиллерийскую подготовку.

-4

В ночь на 20 сентября передовой батальон 115-й стрелковой дивизии на рыбацких лодках и самодельных плотах из района Невской Дубровки сумел тайно выбраться на левый берег Невы и неожиданной атакой выбить немцев. со своих передних позиций. В день ожесточенных боев батальону удалось оттеснить противника от подмосковной Дубровки и закрепиться на два километра шириной и полтора километра глубиной. Утром 21 сентября на левый берег были переброшены дополнительные силы, которые сразу вступили в бой в районе Арбузова и сумели немного расширить плацдарм. Параллельно с частями 115-й стрелковой дивизии батальон 4-й бригады морской пехоты переправился через Неву с платформы Теплобетон, чтобы занять 8-ю ГДПП и 1-й Городок. Однако добиться здесь успеха не удалось. Впоследствии части 4-й бригады морской пехоты были переброшены на плацдарм в Подмосковье на Дубровке.

Понимая, что наступление советских войск в этом районе может в корне изменить обстановку под Ленинградом, немецкое командование немедленно предприняло активные попытки ликвидировать плацдарм. Немецкая группировка была усилена частями 8-й танковой дивизии, а весь 1-й воздушный флот был развернут для поддержки 39-го армейского корпуса. На рубеже сентября и октября советская группа на Невской Пятаке, усиленная 11-й стрелковой бригадой, продолжила бой, но все атаки на позиции противника были отражены. Появление «Невского пятачка» стало единственным успехом войск Ленинградского фронта в ходе операции форсирования Невы в сентябре 1941 года. Остальные попытки закрепиться на левом берегу не увенчались успехом.

Так, 10-й бригаде морской пехоты (командир полковник В.Н.Федоров) в конце сентября с помощью двух батальонов при поддержке нескольких легких танков удалось захватить плацдарм в районе Отрадного. Немецкое командование немедленно ввело в этот район значительные силы, и после трех дней ожесточенных боев почти все защитники плацдарма во главе с командиром бригады были убиты. Оказать помощь частям бригады не удалось, так как почти все плавсредства были уничтожены артиллерией и авиацией противника. Безуспешно оказались и 1-я дивизия НКВД и Ладожская военная флотилия, на которую Г.К. Жуков поставил задачу взять 16 сентября город Шлиссельбург с последующим наступлением на юго-восточном направлении для соединения с частями 54-й армии Десант в Шлиссельбурге.

20 сентября 1-я дивизия НКВД (командир полковник С.И.Донсков) силами трех стрелковых полков предприняла попытку форсирования Невы в районе 2-го Городка, в районе Марьино и на юго-западной окраине г. Шлиссельбург. Понеся большие потери даже при переправе, до левого берега Невы удалось выйти лишь двум-трем десяткам десантников, большая часть которых вскоре погибла. Попытка одного стрелкового полка дивизии 26-27 сентября захватить сам Шлиссельбург также окончилась неудачей. Ладожская военная флотилия, пытаясь оказать помощь сухопутным войскам при взятии Шлиссельбурга, с 19 сентября по 2 октября 1941 г. провела пять десантных операций. Ни одна из операций не достигла поставленных целей из-за того, что проводилась в спешке и без учета крайне неблагоприятных погодных условий. Десантные корабли не могли подойти к берегу из-за штормовой погоды, и бойцам штурмовых групп пришлось пройти по воде около 3 километров, затратив на это 2-2,5 часа.

Г.К. Жукова крайне раздражали неудачи своих войск и, в частности, гибель 10-й стрелковой бригады. Генерал П.С. Пшенников освобожден от занимаемой должности, новым командиром «Невской оперативной группы» стал генерал В.Ф. Коньков.