Найти в Дзене

Как обществознание стало сложнее профильной математики

Оглавление
Вы не согласны? Однако есть множество фактов, подтверждающих это! Каждому предмету на ЕГЭ присваивается коэффициент сложности. Так вот, среди всех предметов обществознание занимает в этом рейтинге второе место. Более сложным считается только экзамен по физике.
Вы не согласны? Однако есть множество фактов, подтверждающих это! Каждому предмету на ЕГЭ присваивается коэффициент сложности. Так вот, среди всех предметов обществознание занимает в этом рейтинге второе место. Более сложным считается только экзамен по физике.

Только факты

Самый высокий проходной балл по обществу (42). Больше всего выпускников, не преодолевших минимальный порог, тоже по обществу. Как в России в целом, так и в Чеченской Республике в частности. Если по другим предметам средние по стране результаты увеличиваются (по профильной математике, например, за год прирост составил удивительные 7 баллов, по информатике – 4, а по истории – 2,5 балла), то по обществознанию результаты даже немного снизились. Среди всех предметов только по биологии и физике средний балл немного ниже, чем по обществознанию.

В чем же причины?

Во-первых, сам предмет чрезвычайно и даже чрезмерно обширен. Это экономика и право, политология и социология, философия и культурология. Даже немного социальной психологии. При этом круг вопросов, требующих изучения в каждой из этих наук, фактически расширяется с каждым годом, хотя формально кодификатор (список тем на ЕГЭ) и не меняется уже много лет.
Во-вторых,
содержание КИМов, по моему абсолютному убеждению, крайне и искусственно усложнено . Особенное недовольство учеников вызывают формулировки некоторых заданий, которые нередко с трудом понимают и сами учителя.
Взгляните на абзац из текста (21-24 задания), который попался несчастным выпускникам прошлых лет на досрочном ЕГЭ в этом году.

«Процесс выборов представляет собой средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, в котором коллективным арбитром выступает избирательный корпус (совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом). Выборы представляют собой разновидность институционализированного политического конфликта, целенаправленно противопоставляющего политических субъектов, их программы и взгляды».

Когда мы начали разбирать этот текст с учениками, то работа превратилась в сплошные мучения и стенания:
– А почему текст такой сложный?
– Здесь столько научных слов!
– Я читаю и ничего не понимаю.
– Вроде каждое слово в отдельности понятно, а вместе вообще неясно.
Это абсурдно сложный наукообразный текст, который не только не интересен ученикам, но и вызывает искреннее возмущение и даже отторжение к нашему предмету.
Почувствовав неладное, автор этих строк решил поискать источник. И подозрения подтвердились. Оказалось, что это отрывок из диссертации на соискание звания кандидата политологических наук. Причем соискатель, защитивший эту диссертацию в МГУ, является специалистом по избирательным вопросам и публикуется почти исключительно в специальных научных журналах, посвященных именно электоральным проблемам.
А теперь задумайтесь – на итоговом экзамене, от результата которого во многом зависит судьба юноши или девушки, дается текст кандидатской диссертации, доверху напичканный научными терминами и непонятный большинству взрослых.

Обществознание – бесполезный предмет?

Из уст учителя обществознания, наверное, это звучит дико. Я так, конечно, не считаю, но таково мнение россиян, опрошенных недавно ВЦИОМ. Социологи спрашивали о том, какой из школьных предметов пригодится детям в будущем. На вершине рейтинга оказались математика и русский язык. В числе явных аутсайдеров – ИЗО, музыка и (вы уже, наверное, догадываетесь) обществознание – 6%! То есть лишь один из 16-17 опрошенных счел, что это полезный для жизни предмет. Экономику полезной назвали и вовсе 2%, а правоведение – вообще 1%!
Эти цифры удивили и возмутили. Я-то как раз всю жизнь был уверен, что именно обществознание – самый практико-ориентированный и применимый в реальной жизни школьный предмет. Да, всяк кулик свое болото хвалит. Но еще дело в том, что обществознание учит детей знать свои права и то, как их защищать, учит финансовой грамотности, объясняет, как строить бизнес и как его вести, дает знания о важнейших законах страны, позволяет понять, как работают банки, биржи, деньги и т.д. Этот список можно продолжать долго.
Почему же тогда взрослые и дети называют обществознание (экономику, право, социологию, политологию, психологию) бесполезным предметом? Уверен, что одна из причин – это то самое пугающее и вызывающее неприязнь наукообразие. Настоящее засилье наукообразия, едва ли не культ гиперболизированного научного стиля, который абсолютно не соответствует ни возрастным, ни психологическим особенностям старшеклассников.

Непредсказуемость

Есть и еще одна проблема, делающая ЕГЭ по обществу очень тяжелым. Выпускники должны быть готовы к тому, что им могут встретиться задания, которые они никогда не видели. Вообще. Нигде. Ни в одном сборнике. Даже в сборниках от разработчиков ЕГЭ. Такое, наверное, случается только на экзамене по обществознанию.
Например, 27-е задания в этом году стали похожи на монстров, состоящих из 4-5 нагромождающих друг друга вопросов. Ни в одном сборнике подобных 27-х заданий не было.
Самая нелюбимая «песня» выпускников – это 25-е задание, где нужно давать определения. Знать их, конечно, хорошо. Но разумно ли спрашивать определения таких сложных, неоднозначных и далеких от реалий школьной и студенческой жизни терминов, как политический процесс или метод научного познания? А сколько копий было сломано, например, в нашей республике с формулировкой термина «политический процесс», которые разные политологи понимают совершенно по-разному, даже говорить не хочется.
Отдельная история – это задания №24. Этот вопрос суть лотерея. Одним повезет, и там попадется что-то знакомое и решаемое. Другим – не повезет. И там оказывается вопрос, содержание которого требует от 11-классников знаний, выходящих за пределы школьного курса. Например, в ЧР в этом году почти все выпускники завалили 24-е задание, где их просили назвать 3 способа снижения риска инвестиций в ценные бумаги. Мне, как человеку, увлекавшемуся этой темой, в голову сразу пришел такой ответ – технический анализ, фундаментальный анализ, диверсификация активов, хеджирование рисков, покупка ценных бумаг с гарантированной доходностью. Сколько 17-летних юношей и девушек в стране могут ответить так? Интересно, сколько человек из 100 опрошенных на улице ответили бы на этот вопрос. Один? Возможно, хотя и оптимистично.

Субъективность

Обществознание, если можно так выразиться, слишком гуманитарный предмет. Здесь слишком много разных мнений, подходов и концепций. И это явно прослеживается при оценке работ экспертами. Во время апелляций нередки случаи, когда три эксперта, сидящие в метре друг от друга, дают три совершенно разных ответа на один и тот же вопрос.
Ту же субъективность можно увидеть и в критериях. Камнем преткновения для тысяч выпускников в нашем регионе в этом году стал план (28-е задание) на тему «Человек на рынке труда». Некоторые написали план из 10 пунктов, рассказали о видах рынков и безработицы, способах борьбы с ней, участниках рынка труда, указали, что на этом рынке есть спрос и предложение, а в итоге получили ноль. Почему? Потому что в критериях были эти пункты, но составители сочли их «необязательными», а вот неочевидные моменты (от чего зависит зарплата, например) стали «обязательными».


Алихан Динаев, Учитель года России-2018

Читайте больше статей в газете Хьехархо!