В начале XX века в Российской империи преобладала печатная реклама, большей частью представляющая чёрно-белые объявления о купле-продаже, обмене, приезде артистов. Газетная реклама не сильно изобиловала изображениями.
Огромная масса иллюстрированной рекламы приходилась на журнал «Нива», уличные афиши, печатную продукцию, выпускаемую товариществом И.Д. Сытина.
Создатели рекламы России начала ХХ века использовали образы богатырей и витязей, борющихся с «нечистью», атлетов, противостоящих диким животным.
Совокупность воинских доблестей и добрый, честный нрав составляют главнейшие черты русского богатыря, но недостаточно одних физических доблестей, надо ещё, чтобы вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер. Вообще народ идеализирует своих богатырей, и если он гиперболически представляет их физические качества: силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос, продолжительный сон.
Элемент чудесного играет большую роль в судьбах богатырей: они часто встречаются с благотворными и враждебными сверхъестественными силами, но в общем всё-таки в былинах замечается стремление сглаживать чудесный элемент, который не играет в них такой роли, как, например, в сказках [ Богатыри ].
Образы богатырей использовались не только в сугубо коммерческой рекламе, они имели место и в социальной сфере. Так в плакате 1914 года используется образ богатыря, сражающегося со змеем. Реклама служит призывом принять участие в благотворительной ярмарке, направленной на сбор средств для помощи пострадавших в первой мировой войне.
Змей Горыныч – многоголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах.
В приведённом сюжете добро – начинает побеждать, поскольку одна голова змея уже отрублена. Змей отождествляется с войной или с собирательным образом неприятеля, богатырь же – образ русского народа, с акцентом на доблесть, мужество и готовность прийти на помощь.
Считаете ли вы рекламу искусством? Какие рекламные образы вам запомнились? Делитесь в комментариях.
Предлагаем также вспомнить телевидение 90-х: каким был старый 2х2.