Удвоение смыслов: памяти художника
Родился С.Н.Сотов в 1952 г. в маленьком городке Владимирской области с поэтическим названием Камешково. В 1958 г. Сотовы (мама – фельдшер, отец – электрик) переехали во Владимир. С детства рисующий, Сергей закончил Владимирское ПТУ №15 по специальности «альфрейщик» (маляр, умеющий отделывать поверхности под шелк, камень или дорогое дерево, расписывать в разных стилях стены, потолки, двери). После армии он поступает в Ивановское художественное училище. В 1978 г. Сергей женится и, не закончив курса, устраивается художником-оформителем на Владимирский электро-механический завод. Вот где берут начало его разнообразные шрифтовые композиции, смелость быстрого рисования. Рождаются дочь, сын, всегда рядом любимая супруга Ольга. Одновременно он строит художественное будущее: вступает в 1980 г. в только что образованный Владимирский клуб самодеятельных художников «Колорит».
Именно в это время создаются удивительные рисованные тушью, углем и мелом пейзажи. Это виды уголков старого Владимира: сбегающие по склонам холмов улицы и заборы огородов старинных домов.
Он мог бы сделать имя на этих пейзажах, похожих на черно-белые отпечатки с поцарапанных старых негативов, но жизнь вдруг круто повернулась.
Казавшийся незыблемым мир вокруг стал оседать и таять. Художник будто начал видеть разные слои жизни – бытовой и мистический, как в картине «В автомобиле» 1985 г., где на фоне авто вроде бы благополучной пары, проступает потустороннее видение с адской ухмылкой.
В юмористическом произведении «Два друга» 1985 г., где изображены смешные человек и пудель, за каждым стоит свой мир, обозначенный на заднем плане будкой и многоэтажкой.
Здесь «два» скорее объединяет, а в картине – «Две пары» 1986 г. – художник показывает разность двух образов жизни. Эти «две большие разницы» видны в деталях (сверкающие украшения против их отсутствия, красные каблуки против скромных туфелек с носочками…), цветовом решении двух частей картины.
Двоичность стала для автора способом внести определенность в художественное высказывание.
Картина «Гаражане» 1985 г. обнаруживает иронию художника названием и оставляет зрителю право воспринимать или не воспринимать её, а «Однажды вечером» заставляет задуматься, почему две домашних сценки перед нами?
Подобно игре «найди отличия», мы сравниваем, но художник ведет нас не к изобразительным отличиям, а через них к морально-нравственным. Попробуйте расшифровать этот двоичный код: ковер на стене или на полу, центр внимания телевизор или малыш и т.д.
Когда рухнул СССР, государство погрязло в политболтовне, народ нищал – Сергей Сотов ушел в дворники и начал писать картины, в которых не просто карикатурно, а саркастически изображал отношение к проблемам. «Год 1990» – семья, загипнотизированная «голубым экраном».
И взрослые, и дети, не обращая внимания на ужасающий быт, замерли перед телевизором, откуда безликие в прямом смысле «синие костюмы» «навешивают лапшу» им на уши. Фантастически-страшный сюжет на беспросветно-чёрном фоне.
Но человеку нужна надежда. И Сергей Николаевич принял совет одной из зрительниц рисовать не только критическое, но и «как должно быть». Очень быстро тушью на бумаге создавалась его социальная графика, позже с помощью гуаши и акварели удваивалась сила образа.
Рожденная «лихими девяностыми», эта общественная часть творчества художника действительно сделала его знаменитым. Более 200 произведений разошлись по музеям (Владимир, Пермь), арт-галереям (Москва, Петербург) и личным коллекциям по всему миру.
О.Е. Гагина, старший научный сотрудник отдела изобразительного и прикладного искусства
Удвоение смыслов: памяти художника
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника . Ждём ваших комментариев!