Найти тему

«Порядочному человеку нужны не Канары!..»

Удвоение смыслов: памяти художника

Родился С.Н.Сотов в 1952 г. в маленьком городке Владимирской области с поэтическим названием Камешково. В 1958 г. Сотовы (мама – фельдшер, отец – электрик) переехали во Владимир. С детства рисующий, Сергей закончил Владимирское ПТУ №15 по специальности «альфрейщик» (маляр, умеющий отделывать поверхности под шелк, камень или дорогое дерево, расписывать в разных стилях стены, потолки, двери). После армии он поступает в Ивановское художественное училище. В 1978 г. Сергей женится и, не закончив курса, устраивается художником-оформителем на Владимирский электро-механический завод. Вот где берут начало его разнообразные шрифтовые композиции, смелость быстрого рисования. Рождаются дочь, сын, всегда рядом любимая супруга Ольга. Одновременно он строит художественное будущее: вступает в 1980 г. в только что образованный Владимирский клуб самодеятельных художников «Колорит».

Сотов С.Н. Комсомольская улица. 1984 г. Из собрания ГВСМЗ
Сотов С.Н. Комсомольская улица. 1984 г. Из собрания ГВСМЗ

Именно в это время создаются удивительные рисованные тушью, углем и мелом пейзажи. Это виды уголков старого Владимира: сбегающие по склонам холмов улицы и заборы огородов старинных домов.

Сотов С.Н. Толстовский переулок. 1984 г. Из собрания ГВСМЗ
Сотов С.Н. Толстовский переулок. 1984 г. Из собрания ГВСМЗ

Он мог бы сделать имя на этих пейзажах, похожих на черно-белые отпечатки с поцарапанных старых негативов, но жизнь вдруг круто повернулась.

Сотов С.Н. Зимние огороды. 1983 г. Из собрания ГВСМЗ
Сотов С.Н. Зимние огороды. 1983 г. Из собрания ГВСМЗ

Казавшийся незыблемым мир вокруг стал оседать и таять. Художник будто начал видеть разные слои жизни – бытовой и мистический, как в картине «В автомобиле» 1985 г., где на фоне авто вроде бы благополучной пары, проступает потустороннее видение с адской ухмылкой.

Сотов С.Н. В автомобиле. 1985 г. Из собрания ГВСМЗ
Сотов С.Н. В автомобиле. 1985 г. Из собрания ГВСМЗ

В юмористическом произведении «Два друга» 1985 г., где изображены смешные человек и пудель, за каждым стоит свой мир, обозначенный на заднем плане будкой и многоэтажкой.

Сотов С.Н. Два друга. 1985 г. Из собрания ГВСМЗ
Сотов С.Н. Два друга. 1985 г. Из собрания ГВСМЗ

Здесь «два» скорее объединяет, а в картине – «Две пары» 1986 г. – художник показывает разность двух образов жизни. Эти «две большие разницы» видны в деталях (сверкающие украшения против их отсутствия, красные каблуки против скромных туфелек с носочками…), цветовом решении двух частей картины.

Сотов С.Н. Две пары. 1986 г. Из собрания ГВСМЗ
Сотов С.Н. Две пары. 1986 г. Из собрания ГВСМЗ

Двоичность стала для автора способом внести определенность в художественное высказывание.

Сотов С.Н. Гаражане. 1985 г. Из собрания ГВСМЗ
Сотов С.Н. Гаражане. 1985 г. Из собрания ГВСМЗ

Картина «Гаражане» 1985 г. обнаруживает иронию художника названием и оставляет зрителю право воспринимать или не воспринимать её, а «Однажды вечером» заставляет задуматься, почему две домашних сценки перед нами?

Сотов С.Н. Однажды вечером. 1985 г. Из собрания ГВСМЗ
Сотов С.Н. Однажды вечером. 1985 г. Из собрания ГВСМЗ

Подобно игре «найди отличия», мы сравниваем, но художник ведет нас не к изобразительным отличиям, а через них к морально-нравственным. Попробуйте расшифровать этот двоичный код: ковер на стене или на полу, центр внимания телевизор или малыш и т.д.

Когда рухнул СССР, государство погрязло в политболтовне, народ нищал – Сергей Сотов ушел в дворники и начал писать картины, в которых не просто карикатурно, а саркастически изображал отношение к проблемам. «Год 1990» – семья, загипнотизированная «голубым экраном».

Сотов С.Н. Год 1990. 1990 г. Из собрания ГВСМЗ
Сотов С.Н. Год 1990. 1990 г. Из собрания ГВСМЗ

И взрослые, и дети, не обращая внимания на ужасающий быт, замерли перед телевизором, откуда безликие в прямом смысле «синие костюмы» «навешивают лапшу» им на уши. Фантастически-страшный сюжет на беспросветно-чёрном фоне.

Но человеку нужна надежда. И Сергей Николаевич принял совет одной из зрительниц рисовать не только критическое, но и «как должно быть». Очень быстро тушью на бумаге создавалась его социальная графика, позже с помощью гуаши и акварели удваивалась сила образа.

С сайта kluch.media
С сайта kluch.media

Рожденная «лихими девяностыми», эта общественная часть творчества художника действительно сделала его знаменитым. Более 200 произведений разошлись по музеям (Владимир, Пермь), арт-галереям (Москва, Петербург) и личным коллекциям по всему миру.

О.Е. Гагина, старший научный сотрудник отдела изобразительного и прикладного искусства

Удвоение смыслов: памяти художника

Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника . Ждём ваших комментариев!