Две девчонки стоят на "стрёме" и напряженно осматривают окрестности. Никто не должен знать, что происходит за их спинами, они слишком долго к этому готовились. Остальные уже глубоко в чаще — хоронят подружку.
Все началось неделю назад.
***
Сначала они лазали по болотцам и оврагам — искали особые травы, абы какие не годились. Нужны были «слезки» или «зорьки», в крайнем случае — ирисы. Но найти растения было половиной дела, чуть ли не самой легкой частью. Ведь их нужно было еще подготовить.
Для этого траву или вырывали с корнем и тайно уносили домой: перевязать, подсушить, подобрать лоскуты по размеру — или же все необходимое несли к месту проведения будущего обряда. Прятали бусы среди кореньев, делали венки из гибких веток и вплетали меж них полевые цветы и ленты, складывали саван и фату, а если кто из новеньких притаскивал фартук, то их бранили последними словами. Ну кто ж в фартуке хоронит?
После нужно было удостовериться, что выбранное место никому из односельчан неизвестно и неинтересно, иначе пришлось бы искать новое. Но им везло: уже который год одна и та же береза принимала их и становилась немой свидетельницей крещения, кумления, похорон и вознесения.
Обычно вся подготовка занимала неделю — так было и на этот раз.
***
Группа девочек в домашних сарафанах сидела вокруг укрытой платком подруженьки. Ее уже три раза перекрестили и надели на шею крестик. Свои кресты все поснимали, сложили вместе и передавали по кругу, целуясь друг с дружкой сквозь тесьму.
«Я кума, ты кума».
После того, как все поцеловались, крестики разбирали в случайном порядке — обмен ими был важной частью кумления. Еще девочки обменивались цветными лентами, бусами или платками, чтобы связь между ними стала еще крепче.
«Ку-ку, кума, крещу дитя. — Какое? — Слепое. — Чье? — Мое».
После этого на полянке оставались только две избранные: остальные разбегались и, несмотря на спешку, никогда не оставляли после себя ни клочка тряпки, ни бусинки. Все знали — оставишь свое в могилке, сама же и сгинешь.
Подружка отправлялась в землю — чтобы потом вознестись.
***
«Похороны кукушки» — один из малоизученных обрядов, который имеет ограниченную зону распространения. Упоминания о нем встречаются в Чернигове, Курске, Калуге, Туле и Рязани. От села к селу разнились детали, но смысл оставался неизменным.
Девочки-подростки и девицы на выданье собирались в тайне ото всех в конце мая-начале июня, чтобы «похоронить кукушку». «Кукушка» в этом обряде символизировала переход от одной стадии жизни девочки к другой — во время обряда каждая могла нашептать кукле, которую складывали из собранной травы и обряжали в костюм невесты, о своих страхах связанных со взрослой жизнью и замужеством. Закапывая самодельную куклу в землю девицы словно бы хоронили и свои страхи тоже.
Выкапывали куклу на Вознесение. После этого была принята ритуальная трапеза и совместные гуляния с мужской частью села. К середине XX века эта традиция практически стерлась из народной памяти.
Автор - Яна Петрова