Считать, что ликвидность – это некий, исключительно экономический термин, в корне не правильно. На самом деле ликвидность может быть абсолютно у всего, например на товары, права, имущество, финансовые продукты и так далее. Умение устанавливать степень той самой ликвидности – крайне важное умение, поэтому можно сказать, что ликвидность – это простыми словами важный механизм, помогающий рассчитать прибыль с актива. Чтобы быть финансово подкованным и не терять деньги по незнанию необходимо разбираться во всех доступных инструментах сохранения и увеличения прибыли.
Чтобы глубже понимать, что же такое ликвидность и уметь грамотно пользоваться понятием, необходимо его подробно изучить. В этой статье мы разберем отличие ликвидности от других экономических механизмов, рассмотрим классификацию, а также постараемся более понятным языком описать принципы ее расчета.
Что такое ликвидность?
По своей сути ликвидность – это свойство, которое показывает, по какой цене может быть реализован актив в случае немедленного оформления сделки. Под активом здесь можно понимать любое, принадлежащее человеку имущество (даже интеллектуальная собственность), которое может быть законно передано другому владельцу за деньги. Чем дольше срок реализации актива, тем ниже его ликвидность, соответственно.
Если рассматривать на примере, то предположим у гражданина «А» имеется вклад в банке, в размере 100 тыс. рублей, а также мотоцикл и гараж для него. Так вот если гражданин «А», по какой либо причине, решит поселится в другом городе или даже стране, ему понадобятся средства. Он может снять деньги со счета, что займет буквально несколько часов. Это значит, что вклад – наиболее ликвидный актив среди его имущества. Он не теряет своей финансовой выгоды (гражданин «А» снимет в банке столько, сколько туда положил), а также на его изъятие уходит минимум времени. По этой аналогии можно определить, что мотоцикл – это второй по ликвидности актив, а гараж – третий.
Ликвидность в бизнесе
При ведении любого вида бизнеса крайне важно строго следить за его финансовым состоянием. Здесь учитывается способность активов предприятия или компании трансформироваться в деньги. Проведя тщательный анализ ликвидности можно точно определить, на сколько эффективно работает организация и на сколько стабильно ее положение на рынке.
Зная коэффициент ликвидности предприятия можно установить его платежеспособность, что является основным показателем стабильности компании на рынке. Если присутствует желание продать бизнес, то именно на коэффициент его ликвидности, а именно степень ликвидности активов, и обращают внимание потенциальные покупатели в первую очередь. Если показатели достаточно высоки, то и велики шансы продать компанию максимально выгодно и быстро.
Ликвидность в сфере инвестиций
Понимание степень ликвидности инвестиций можно подобрать наиболее подходящий путь получения прибыли, ведь именно в этом и состоит основная цель вкладывания своих собственных средств. Профессиональные инвесторы внимательно изучают ликвидность актива прежде, чем вложиться в него. Это может быть как недвижимость, так и, например, валюта. Если появится наиболее выгодный объект вложения средств важно знать по какой цене можно продать уже существующий актив, чтобы остаться в плюсе.
Для чего оценивать ликвидность?
Оценку ликвидности важно производить в первую очередь инвесторам. Для того, чтобы максимально выгодно вкладывать свои средства, а также иметь возможность переводить активы в деньги без серьезных потерь. Также и простым людям, которые не связывают свою жизнь с экономикой настолько тесно, необходимо разбираться в этом понятии, чтобы иметь возможность совершать выгодные сделки и пользоваться эффективными продуктами хороших и надежных банков.
Классификация ликвидности
Как существуют магазины, в которых продаются продукты повседневного спроса и магазины, для приобретение более дорогих и менее необходимых товаров, так и ликвидность может быть разной у разных групп. То есть существуют финансовые инструменты, которые более привлекательны с точки зрения инвестиции, и те, которые в перспективе могут и не принести высокого дохода. Чтобы понимать эти механизмы, нужно знать классификацию ликвидности.
Ликвидность товара
Ликвидность товара – это его востребованность покупателем без дополнительных маркетинговых уловок (скидки, акции, специальные предложения). Если предприятие производит некоторый набор товаров, то оно должно проводить анализ их ликвидности, чтобы понимать, какая продукция приносит наибольшую выгоду, а какая является убыточной.
Определение этого показателя позволит сократить мало выгодное производство, чтобы направить высвободившиеся средства на развитие производства более востребованных потребителем товаров. Оптимизация производства за счет анализа ликвидности – верный путь к стабильному росту доходов.
Ликвидность баланса
Любое работающее предприятие формирует свой баланс из актива и пассива, где актив – это то, что способно потенциально приносить деньги самостоятельно (например технологии, оборудование, расходные материалы и прочее), а пассив – это источник денежных или производственных ресурсов (например вклады инвесторов, займы в банках, всевозможные фонды). И те и другие могут быть более или менее ликвидными.
Например открытый кредит на компанию – это пассив баланса, а уже изготовленная и ждущая на складе продукция – это актив баланса. И если актив по своей финансовой массе так или иначе перекрывает пассив, то баланс в целом ликвиден и наоборот. Этот показатель напрямую влияет на устойчивость предприятия на рынке.
Ликвидность предприятия
Если учитывать вышеизложенное, то можно сказать, что ликвидность предприятия – это, простыми словами , возможность предприятия покрыть долговые обязательства только за счет актива однотипной группы. То есть если руководство предприятия берет кредит на запуск производства нового продукта, то и гасить этот кредит оно должно за счет средств реализации данного продукта, а не за счет, например, продажи оборудования, помещений и подобного. Предприятие может считаться ликвидным если:
- объем активов выше срочных долговых обязательств;
- размер краткосрочных активов не превышает быстрореализуемые активы;
- долгосрочные пассивы не превосходят по объему активы с пониженной реализацией;
- постоянные пассивы не превышают по объему труднореализуемые активы.
То есть актив каждой группы должен быть выше соответствующего группе пассива. Управление данными механизмами необходимо для увеличения финансовой устойчивости предприятия и сокращения рисков его работы.
Ликвидность рынка
Ликвидность рынка – это крайне важный механизм, который определяется устойчивостью цен в случае изменения спроса и предложения. Чтобы обеспечить поддержание данного механизма, как правило, привлекаются новые покупатели. Можно назвать рынок ликвидным в том случае, если внутри него происходит оборот ликвидных активов.
Пример высоколиквидного рынка в данном случае – валюта. Независимо от состояния экономики всегда найдутся те, кто будет покупать и продавать валюту развитых стран. ПРимер низколиквидного рынка – первичная недвижимость. В кризисные времена покупательская способность и спрос падает от чего продавцы вынуждены снижать цены на квартиры. Таким образом, спрос напрямую влияет на предложение и манипулирует ценообразованием внутри системы.
Ликвидность банка
Относительно банка ликвидность будет выражаться в способности выполнить на себя взятые финансовые обязательства. К ним можно отнести организации, которые имеют высоколиквидные вложения и резервы. То есть если вкладчики, которые доверили свои средства конкретному банку смогут получить свои деньги в установленный договором срок без ущерба для деятельности банка, то он может считаться высоколиквидным. Но если финансовая организация не в состоянии вернуть все привлеченные от вкладчиков активы, то его можно считать низколиквидным.
Чтобы банк работал стабильно его ликвидностью необходимо управлять, а сам процесс зачастую заключается в проведении анализа активов и пассивов относительно каждой из групп. Прогнозирование сценариев поведения вкладчиков, инвесторов, расчет потребностей банка в активах и недопущение их переизбытка – также важная часть регулирования ликвидности.
Ликвидность ценных бумаг
Манипуляции с ценными бумагами до сих пор остаются одним из наиболее популярных способов инвестирования. Для того, чтобы оставаться в плюсе требуется определять скорость, с которой ценные бумаги можно вновь перевести деньги без потери рыночной стоимость – это и есть ликвидность. Типов ценных бумаг достаточно много, поэтому они условно разделены на группы:
- ликвидные ценные бумаги могут свободно обращаться на фондовом рынке, к ним можно отнести акции нефте- и газовых компаний, гигантов промышленности;
- условно ликвидные бумаги не имеют открытого обращения на фондовой бирже и к ним принято относить акции, облигации, паи даже крупных компаний. Их немного сложнее перевести в деньги, чем ликвидные бумаги;
- неликвидные бумаги достаточно сложно реализовать. Это чаще всего ЗАО или компании имеющие финансовые проблемы.
Коэффициенты ликвидности
Чтобы управление предприятием или даже собственными активами был успешным, а не убыточным, необходимо уметь рассчитывать коэффициенты ликвидности. Для проведения расчета существуют более 20 разнообразных показателей. Определяя коэффициент ликвидности обычно сравнивают активы и обязательства за различные периоды времени, тем не менее можно выделить три основных пункта, по которым оценивается ликвидность любой группы.
Коэффициент текущей ликвидности
Этот коэффициент показывает способность предприятия рассчитываться по всем обязательствам краткосрочной группы исключительно за счет использования оборотных активов. Особенно важное значение данный коэффициент имеет для инвесторов, которые планируют вложить свои средства без риска и финансовых потерь. Размер этого коэффициента должен быть в пределах 1,5 - 2, а чтобы рассчитать его необходимо оборотные средства разделить на краткосрочные обязательства.
Коэффициент быстрой ликвидности
При приобретении предприятия с быстрой ликвидностью новый владелец точно сможет выплатить все обязательства, даже если будут возникать трудности с реализацией готовой продукции. Данный коэффициента чаще всего используют кредиторы при выдаче займов. Чтобы рассчитать этот показатель необходимо сложить краткосрочные вложения, денежные средства и дебиторскую задолженность и разделить на краткосрочные обязательства. В норме полученный показатель должен быть выше единицы, хотя здесь многое зависит и от рода деятельности предприятия.
Коэффициент абсолютной ликвидности
Данный вид коэффициента определяет, насколько быстро быстро предприятие может позволить себе выплатить все обязательства используя исключительно самые высоколиквидные активы. Особенно внимательны к данному показателю поставщики, поскольку стремятся узнать будет ли предприятие задерживать платеж, если дать ему отсрочку. Для его расчета нужно сложить денежные средств и краткосрочные вложения, а полученную сумму разделить на краткосрочные обязательства. Показатель, который должен получится после расчета не должен быть менее 0,3, но если он выше 2, то предприятие имеет достаточно большую массу свободных средств.
Отличие ликвидности от платежеспособности и рентабельности
В процессе определения финансового состояния помимо ликвидности еще учитываются такие понятия как платежеспособность и рентабельность. Хоть они и взаимосвязаны, а также позволяют получить максимально исчерпывающую картину о финансовой состоятельности предприятия, они все же имеют различия. Так, например, платежеспособность определяет возможность организации, или же гражданина оплатить свои задолженности только за счет имеющихся активов. Чем выше ликвидность, тем выше и платежеспособность.
Рентабельность, в свою очередь – это показатель эффективности управления своими активами в целом. Принципиально важным данное понятие является для инвестиций, поскольку оно позволяет оценить рентабельность своих вложений. Проще всего определить рентабельность рассчитав соотношение чистой прибыли к активам, которые участвуют в ее получении .
Факторы, влияющие на ликвидность
На ликвидность могут оказывать различные факторы, как внешнего, так и внутреннего характера. Например, на ликвидность банковской организации непосредственное влияние оказывает качество, количество и размер имущества, величина капитала и степень независимости – это внутренние факторы. А внешние факторы, которых также достаточно много – это политическая и экономическая ситуация в стране.
Способы повышения ликвидности
Практикой доказано, что повышать ликвидность организации крайне важно и необходимо, а занимаются этим чаще всего специалисты. Основные методы, используемые ими заключаются в следующем:
- модернизация процессов;
- привлечение новых источников финансирования;
- сокращение фактора сезонной зависимости;
- контроль вложений;
- строгий контроль планирования и соблюдение сроков;
- улучшение дисциплины по заключению договоров и внесения платежей.
Если уяснить, что ликвидность – это, простыми словами , инструмент для определения размеров прибыли при тех или иных переменных, то можно существенно улучшить свое финансовое положение и наладить ситуацию в бизнесе. Для этого следует понимать все механизмы управления финансами и использования других имеющихся инструментов.
Подведем итоги
- Ликвидность – важнейший показатель для инвесторов и бизнесменов.
- Ликвидность необходимо для оптимизации вложений.
- Оценка ликвидности может проводится с учетом не всех, а только основных, влияющих не нее факторов.
- Оценка ликвидности позволяет предприятиям оптимизировать производство и перераспределять активы внутри него.
- Знать о принципах формирования ликвидности необходимо не только финансистам, но и обычным гражданам.