В предыдущих статьях я рассказала о старообрядческих скитах на Енисее, существующих по сей день, и о том, как туда едут паломники не только со всех концов России, но и из-за рубежа. Некоторые истории похожи на вымысел, такие, как история американки Елизаветы (ссылки на публикации я по традиции дам в конце этой статьи), а другие - на правду. В любом случае, судить вам, мои дорогие читатели.
Летом 2016 года у сотрудников Рыбнадзора Туруханского района Красноярскго края возникли вопросы к одному староверу, рыбачившему на Енисее. С этого началась еще одна удивительная история. Все дело в том, что старовера звали ни много, ни мало - Ханофер Ефимофф ди Кейрос и родом он был из Южной Америки, а на момент задержания проживал на Енисее уже около 20 лет.
Родные Ханофера жили на Дальнем Востоке, но во время Гражданской войны бежали из страны - сначала в Китай, а затем в Южную Америку. В итоге они осели в Бразилии, в Канарана (микрорегион с населением около 20 тысяч человек), штат Мату-Гросу. Старший брат Ханофера Максим и он сам родились там и воспитывались по канонам старой веры. Все староверы в Канарана жили обособленной русской общиной, собирались на моления в свои храмы и говорили только на русском языке.
Мама Ханофера была не очень грамотной женщиной, но она очень хотела, чтобы ее сыновья могли читать старославянские церковные книги, которые сохранились у них в семье, поэтому она даже нанимала специального человека, учившего мальчиков. К концу XX века никого из родных у семьи Ефимофф в общине не осталось, и мать приняла решение приехать в Россию на Енисей. Она слышала о скитах в Сибири и решила увезти сыновей на историческую родину.
Когда я читала интервью Ханофера, мне стал интересен один момент: бразилец упомянул о том, что на момент их отъезда в Россию уровень средств коммуникации не позволял связаться с членами общин на Енисее. С другой стороны, когда семья приехала в Сандакчес, там их уже ждали. Через какое-то время Ханофер остался сиротой (в 1999 году, когда они приехали в Туруханский район, он был еще подростком), затем познакомился с девушкой-староверкой по имени Антонида, их побрачили (поженили) и с 2011 года они живут в деревне Чулково.
Живут старообрядцы просто, совсем как жили Лыковы, о которых я много рассказывала на канале. Ханофер назвал эту жизнь лесной: охота, рыбалка, огород. Одежду и прочее, что не могут произвести сами, выменивают на проходящих мимо по Енисею кораблях.
Так живет не только ди Кейрос, но и сотни других старообрядцев во всех скитах. Документов, как у Ханофера, у многих просто нет. Как объяснил бразилец, паспорт и прочие документы привязывают человека, обязывают его к чему-то, а эти обязательства могут помешать соблюдать веру. Так что Ефимофф спокойно проживал себе, имея на руках только свидетельство о рождении, выданное в Бразилии. Паспорт выданный на бывшей родине, сгорел во время пожара, а российским он так и не обзавелся.
Поэтому, когда сотрудники Рыбнадзора обвинили его в браконьерстве, возникли проблемы с идентификацией личности. Свидетельства о браке у него не было, у детей в в свидетельствах о рождении отцом был указан Онуфрий (имя, полученное Ханофером про крещении), кстати, и свидетельства есть только у двоих младших детей, у старшей дочери Натальи документов тоже нет. Словом, по решению суда ди Кейрос подлежал депортации обратно в Бразилию.
Сразу после суда старовера взяли под стражу, и Ефимофф уже начал думать, как ему теперь вывозить в Бразилию семью, как вдруг ситуация резко изменилась. История бразильского старовера, не имеющего документов, благодаря журналистам стала известна всей стране, на защиту ди Кейроса встало огромное количество людей, и суд пересмотрел свое решение. Ему и жене выдали свидетельство о браке и взяли под контроль вопрос получения российского гражданства.
История Ханофера закончилась счастливо, но по его собственным словам, он далеко не единственный иностранец, живущий на берегах Енисея. Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать о других интересных историях. А предыдущие публикации можно найти здесь:
Как американка в таежном скиту в плену жила