Бориловское сражение по праву может считаться незаслуженно забытым сражением,хотя по масштабу оно превосходит большинство танковых битв.
Это сражение проходило с 26 июля по 4 августа 1943 года в районе села Борилово Болховского района Орловской области между группой Гарпе и группой Баданова.
Силы сторон.
Группа Гарпе
В составе группы насчитывалось 10 различных воинских соединений, в том числе 9-ая, 18-ая, 20-ая танковые дивизии. В общей сложности насчитывалось 488 танков и САУ, из них 104 находились на кратковременном ремонте. Также 60 тыс. личного состава.
Ударная группировка Баданова.
Группировка состояла из 4-ой танковой армии,25-ого и 5-ого танковых корпусов, 8-ого стрелкового корпуса которые насчитывали в обще сложности 63 тыс. личного состава и 978 танков и САУ.
Хронология событий.
4-я танковая армия прибыла на правый фланг Западного фронта 26 июля, когда боевые действия Красной Армии в операции «Кутузов» зашли в тупик. Но даже в этот критический момент советское командование не отказалось от мысли устроить немцам у Орла второй сталинградский котел. С этой целью оно сколачивает ударную группу под командованием генерал-лейтенанта В.М. Баданова, которая по замыслу советских военных должна была прорвать фронт обороны врага к юго-западу от Болхова и выйти на оперативный простор в глубоком тылу врага. Вся армия была приведена в движение утром 26 июля, когда в соответствии с установкой Ставки ВГК «Военный Совет Западного фронта поставил перед 4-й танковой армией задачу: «…войти в прорыв на участке 8 СК 11-й гв. А, ударом в юго-западном направлении перерезать основные коммуникации противника в районе Хотынец и к исходу 26.07.43 г. выйти в район Красная Поляна, Хотынец, Маяки, Богдановка, Быково, Бунино, Нарышкино, создав условия для окружения Орловско-Болховской группировки противника».
В районе предполагаемого прорыва заняла оборону оперативно созданная мощная группа генерала Й. Гарпе. Таким образом, в смертельном поединке на 17-километровом участке у села Борилово сошлись экипажи 1362 единиц бронетехники.
Это очень внушительная сила, особенно если учесть, что такая мощь была сосредоточена на отрезке фронта всего в 17 километров в считанные дни – с 20 по 25 июля.
На участке фронта, который оказался ключевым в генеральном сражении за Орловский стратегический плацдарм, наблюдается преимущество советских сил над немецкими (особенно в танках). Именно на это рассчитывало советское командование, когда выбирало место для рассекающего удара прогнутого участка немецкого фронта силами танковой группы генерала Баданова.
26 июля на 17-километровом участке фронта Лучанский – Ивлево начинается десятидневное Бориловское сражение (Борилово, село расположенное на берегах реки Нугрь), в которое было втянуто более 1200 танков и САУ. Бои за Нугрь длились с 29 июля по 4 августа. Кульминация сражения достигла 30 июля, когда после трёх суток штурма советские танкисты и мотострелки сломали непреступную оборону немцев на реке.
Из фронтовых записок М.Г.Фомичева
«Боевое крещение уральские добровольцы получили в жестоком сражении, разыгравшемся на Орловско-Курской дуге. Наш корпус получил приказ перерезать дорогу Орел – Брянск и выйти на фланг немецко-фашистской группировки, нависшей над Орловским выступом.
Враг оказал сильное сопротивление. Выполнение задач осложнилось еще и тем, что местность была сильно заминирована. Танки прорвались вперед через узкие проходы, проделанные ночью саперами. Это сковывало маневр машин, не позволяло развернуться по фронту. А огонь врага всё усиливался. По танкам били десятки самоходных орудий, противотанковых пушек, тут и там ожили хорошо замаскированные дзоты. Обстреливая с воздуха из пушек и пулеметов и забрасывая бомбами, атаковали вражеские самолеты – они непрерывно «висели» над нами.
Ломая ожесточенное сопротивление фашистов, танкисты продвигались вперед. Каждый думал только об одном: быстрее сблизиться с врагом, врезаться в его оборону, смять и сокрушить его.
Бой за Борилово был жестоким. На южной окраине уральцев контратаковали вражеские танки. Повсюду шли яростные схватки, нередко один наш танк дрался с двумя-тремя фашистскими машинами. Скоро всё поле было охвачено огнем. Кругом пылали вражеские танки.
Экипажу лейтенанта Акиншина удалось прорваться в тыл врага и выйти к хутору, расположенному в нескольких километрах от Борилово. Вскоре неподалеку от хутора оказался еще один наш танк. Но здесь советские танкисты были окружены.
Акиншин, укрыв машину в котловане, оставшемся от сгоревшего здания, вступил в неравный бой. Экипаж держался почти сутки. Экономя снаряды и патроны, танкисты били только наверняка. Они уничтожили несколько танков и больше сотни вражеских солдат. Но фашистам всё-таки удалось подобраться к нашему танку. Тогда Михаил Акиншин открыл башню, по пояс высунулся из нее и стал забрасывать фашистов гранатами.
Овладев деревней Борилово, танкисты устремились вперед. К утру мы с боем заняли районный центр Злынь, расположенный в восемнадцати километрах от Борилово». (Машинописная копия «Фронтовых записок» из личного архива автора).
Потери.
Германия.
На первом этапе Бориловского сражения (26 – 31.07.1943 г.) танковые дивизии врага потеряли 58 танков : 9-я тд – 23 танка (7 ед. Pz .III и 16 ед. Pz .IV); 18-я тд – 15 танков (12 ед. Pz .III и 3 ед. Pz .IV); 20-я тд – 19 танков (2 ед. Pz .III и 17 ед. Pz .IV); 505-й отдельный дивизион тяжелых танков «тигр» потерял в этих боях одну машину.
656-й отдельный полк тяжелых штурмовых орудий «фердинанд» в боях на северном участке Орловского плацдарма потерял 20 САУ. Определить точное число потерь «фердинандов» в Бориловском сражении не представляется возможным, ибо архивные документы этого полка отражают общие потери боевых действий на двух этапах боев на Орловском плацдарме – с 5 по 14 июля и с 15 по 31 июля.
Кроме того, пять отдельных штурмовых дивизионов в боях на северном участке Орловского плацдарма потеряли безвозвратно 11 штурмовых установок, 54 самоходных штурмовых орудия временно вышли из строя, в зависимости от повреждений в боях, и требовали краткосрочного или долгосрочного ремонта. Итак, в конце июля немецкие бронетанковые силы потеряли безвозвратно 90 единиц бронетехники.
Как уже отмечалось выше, интенсивность боевых действий с 1 по 4 августа включительно, ввиду планомерного отхода немецких частей и соединений с Орловского плацдарма, в том числе и с его северного участка, резко снизилась. Потери немецких частей на этом участке фронта были не столь существенны (особенно в танках и САУ), по сравнению с началом наступления советского бронетанкового ударного клина.
Людские потери составили 4200 человек.
Советский союз.
За весь период боев было потеряно 678 танка из них 396 полностью уничтожены или сожжены.Людские потери составили 12000 человек.
Итоги
Итак, в результате боевых действий войска группы Баданова не выполнили своей главной задачи, поставленной перед ними Ставкой ВГК: войдя в прорыв, к исходу первого дня наступления выйти к железной дороге Орел – Брянск на участке Нарышкино – Хотынец с тем, чтобы прервать основные коммуникации врага и отрезать орловскую группировку противника от основных тыловых баз снабжения.
Тем не менее конечный результат был достигнут: Военный совет 4-й танковой армии «считает, что армия с поставленными задачами справилась», хотя и с двухнедельным опозданием, но добилась намеченной цели: «к 7 час 00 мин 9.08.43 г. вышла в р-н ж. д. 1,5 км сев-зап. ст. Шахово», тем самым перерезав железную дорогу Орел – Брянск. Но к этому времени противник уже успел вывести из-под удара всю орловскую группировку. Танкисты 197-й и мотострелки 30-й бригады обнаружили, что «ж.д. полотно Орел – Брянск взорвано».
Медленное, но непрерывное движение бронетанкового ударного клина генерала Баданова к основным коммуникациям врага, в свою очередь, способствовало продвижению войск Брянского фронта, наступавших с восточного направления от Новосиля к Орлу, и почти бескровному освобождению города Орла войсками 3-й и 63-й армий.
Пометка :
Бориловское сражение бронетанковых сил, в котором реально, а не мифически, как ранее представлялось танковое сражение на Прохоровском поле, приняли участие 1362 стальные машины двух крупнейших бронетанковых группировок, которые сошлись на небольшом 17-километровом участке советско-германского фронта Ивлево – Ветрово – Лучки.
По распространенной ложной версии командующего 5-й танковой армией генерала П.А. Ротмистрова, на Прохоровском поле 12 июля в лобовой атаке с обеих сторон участвовало 1500 танков и САУ. По сведениям кандидата исторических наук Валерия Замулина, подтвержденным данным ЦАМО РФ, «непосредственно в бою юго-западнее Прохоровки, 12 июля участвовало с нашей стороны максимум 368 танков и САУ, а с немецкой – не более 150 танков и штурмовых орудий, всего чуть более 500 танков, но никак не 1200 и тем более – не 1500». (См. Замулин В.Н. «Прохоровка – неизвестное сражение великой войны » .)
Благодарю за просмотр, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал,дальше будет только интересней!!!
Источник:http://bolhov.ru/forum/1945/3333-neizvestnye-stranitsy-borilovskoe-srazhenie