Найти в Дзене

Как современность, символизм и живопись помогают фильму "Мария-Антуанетта"

София Коппола в своей костюмированной, пропитанной бурлеском "Марии-Антуанетте" обращается к анахронизмам и не просто для какого-то китча. Показательна сцена, где главная героиня подбирает себе предметы гардероба, в частности, туфли: сцена начинается как раз с них крупным планом. Подобная обувь ассоциируется с богатством и состоятельностью; вещами, которыми была известна Мария-Антуанетта. Пастельный цвет туфель и их миленький (простите, девчачий) внешний вид олицетворяет детскую природу Антуанетты. Но в одном из кадров мелькают кеды Converse, мягко говоря, не соответствующие заданной эпохе. Мизансцена с кедами построена так не случайно, это олицетворение самой Антуанетты: беззаботного типичного подростка. Converse популярны среди молодежи, они помогают в демонстрации того, что Мария была еще ребенком, когда стала королевой Франции; оправдать ее возмутительное поведение, ведь она вела себя как любая другая нормальная девочка-подросток; подключиться аудитории и понять ее.

Коллекция туфель
Коллекция туфель
Converse в кадре
Converse в кадре

Оперные сцены вписаны в сюжет, чтобы показать, как Марию-Антуанетту принимает общество. Первая сцена происходит в начале фильма, где героиня только-только стала королевой Франции. После окончания выступления она встает и начинает аплодировать, а тогда после выступления не было принято хлопать в ладоши. Люди смотрят на нее какое-то время, но потом тоже начинают хлопать. Это сцена одобрения ее как политика. Во второй оперной сцене Мария-Антуанетта снова аплодирует, но на этот раз все просто стоят и смотрят на нее с неодобрением, передавая идею о том, что она плохая королева, которая не интересуется никем, кроме себя. Это же подтверждает и гардероб королевы: без блеска и красок, показывая, что в жизни героини дела идут неважно.

Позитивные аплодисменты
Позитивные аплодисменты
Положительная реакция на героиню
Положительная реакция на героиню
Негативные аплодисменты
Негативные аплодисменты
Негативная реакция на героиню
Негативная реакция на героиню

Продолжая тему анахронизмов, отношение к Антуанетте передается и через живопись. В фильме воссоздана знаменитый придворный портрет (1783 года, на первом изображении) королевы авторства Элизабет Виже-Лебрен, но с Кирстен Данст в качестве модели. София Коппола использует это переосмысление картины интересным образом: лозунги, например, «Королева долгов», нацарапаны на картинах, превращая их в плакаты, чтобы выразить ненависть, которую испытывает народ Франции к Марии-Антуанетте.

Оригинальный портрет Антуанетты 1783 года
Оригинальный портрет Антуанетты 1783 года
"Плакатная" версия портрета ч.1
"Плакатная" версия портрета ч.1
"Плакатная" версия портрета ч.2
"Плакатная" версия портрета ч.2
"Плакатная" версия портрета ч.3
"Плакатная" версия портрета ч.3

Живописью также вдохновлен визуальный стиль фильма, картины рококо буквально вписаны в ленту:

Мария-Антуанетта / Marie Antoinette (2005)
Мария-Антуанетта / Marie Antoinette (2005)
Бонапарт на перевале Сен-Бернар / Napoleon Crossing the Alps (1801)
Бонапарт на перевале Сен-Бернар / Napoleon Crossing the Alps (1801)
Мария-Антуанетта / Marie Antoinette (2005)
Мария-Антуанетта / Marie Antoinette (2005)
Пикник после охоты / Picnic after the Hunt (1740)
Пикник после охоты / Picnic after the Hunt (1740)

Если вам понравился этот текст, то подписывайтесь на мой канал в телеграме "Колонка Мистера Фокса" , где я еще больше касаюсь самого красивого мошенничества в мире - кино.