Итак, осенью 1683 года по всей Европе разлетелась весть о том, что грозные турки разбиты под Веной и опасность, нависавшая на христианским миром полтора столетия, отведена.
Эта радость, казалось, залечила раны религиозных войн эпохи Реформации и Контрреформации - радостно били колокола не только в католических странах, но и в протестантских церквях Северной Германии, Нидерландов, Швейцарии и Швеции. Лишь только христианнейший "король-солнце" Людовик XIV во Франции не радовался, но даже он пока не решился ударить в спину защитникам христианства, которые были его давними врагами (в частности, именно он незадолго до того присоединил большую часть Лотарингии к Франции, выгнав оттуда герцога Карла). И даже протестанты Венгрии стали отказывать в поддержке турецким союзникам Имре Текели и Михаю Амафи.
Папа Иннокентий XI приложил огромные усилия для того, чтоб разнородная коалиция не распалась. И именно благодаря его дипломатическим усилиям и прямым финансовым субсидиям 5 марта 1684 года в Линце германо-римский кайзер Леопольд подлый трус Габсбург, польский король Ян Собесский и примкнувший к ним венецианский дож Маркантонио Джустиниани подписали договор об учреждении Священной Лиги, которая должна была изгнать турок обратно в Азию.
Весной 1684 Карл Лотарингский повел имперские войска в Венгрию, венецианцы готовили удар по туркам в Далмации и Морее, а поляки начали войну в Молдове, где вошедший в тайные сношения с Яном Собесским Георгиу Дуку был смещен турками, после чего за воеводский престол сцепились Стефаниу Петричейку, давний союзник поляков, и Думитрашку Кантакузен, опиравшийся на турок.
Немцы в Венгрии взяли важные крепости Эстергом, Вац, Вишеград и город Пешт, однако главная твердыня Османской Венгрии - неприступная Буда во главе с храбрым босняком Абдурахман-Абди-пашой выдержала осаду, а на коммуникациях немцев начало действовать войско паши Диярбакыра Абаза Сиявуш-паши, абхаза, женатого на женщине из семьи Кепрюлю, полный решимости смыть с имени семьи, принявшей его, позор Кара-Мустафы. Наступила осень, похолодало и потрепанные имперские войска отступили на зимние квартиры.
Венеция тем временем в июле отправила на войну большой флот, усиленный кораблями римского папы, тосканского герцога и мальтийского ордена, во главе с адмиралом Франческо Морозини. Они захватили остров Санта-Маурину и крепость Превезе на ионическом побережье Греции.
А вот в Молдове турки и их местные сторонники действовали успешнее, и в феврале смогли вытеснить пропольских господаря Стефаниу Петричейку и гетмана правобережных казаков Степана Куницкого в Подолию, где османы удержали важную крепость Каменец.
Занявший в декабре 1683 года место казненного Кара-Мустафы Кара-Ибрагим-паша, тоже турок - из Байбурта на северо-востоке Анатолии, пытался восстановить подорванные огромными людскими и материальными потерями под Веной силы халифата, но пренебрежение государственными делами со стороны султана Мехмеда, интриги и распри в самой Порте и во владениях империи мешали ему. Он сместил с крымского престола Мурад Гирея, которого считали одним из главных виновников того, что поляки и немцы смогли скрытно подойти к Вене, заменив его на лояльного Хаджи II Гирея - но того не приняла крымская знать, и уже летом его сменил Селим Гирей, который уже был ханом в 1671-78 гг. Он убеждал Порту в своей лояльности, но все эти перестановки выключили крымское войско из компании 1684-85 гг.
Летом 1685 г. Байбуртлу Кара-Ибрагим-паша начал контрнаступление в Венгрии и вернул Пешт и Вац, но не смог взять Эстергом - а тем временем австрийцы полностью заняли все княжество Текели в Верхней Венгрии, и его главную твердыню - замок в Мукачеве (ныне Закарпатская область Украины), после чего большая часть мадьярских магнатов заявили о покорности кайзеру Леопольду, а разгневанный Кара-Ибрагим отправил Текели в цепях в Стамбул.
В Греции Морозини в июле высадил 12,5 тыс. солдат (венецианцы, тосканцы, немецкие наемники, папские швейцарцы) и 300 мальтийских рыцарей у важной крепости Корон на южном побережье Пелопонесса, взятой после ожесточенной борьбы в августе, и ставшей центром Венецианской Мореи. Здесь начал формироваться необычайно сильный для Венеции сухопутный корпус, командовать которым наняли шведского генерала Кёнигсмарка.
Лишь в Молдове и на Украине все складывалось для турок неплохо. Сменивший Думитрашку Кантакузена Константин Кантемир вступил в сношения с Яном Собесским и советовал ему сосредоточить свои усилия против Каменца и Хотина, как главных турецких баз в регионе, но король хотел быстрых побед и бросил войско коронного гетмана Станислава Яблоновского в глубину Молдовы, где того 1 октября разбили у Бояна татары Селим Гирея. Полякам пришлось отступить за Днестр.
Не оправдавшего ожиданий Кара-Ибрагим-пашу в ноябре сменил Сулейман-паша, босняк из Приеполья (ныне на юге Сербии), прозванный Сары (желтым) за цвет волос. Замена брюнета на блондина, впрочем, не привела к улучшению положения на полях битв.
В мае 1686 г. Карл Лотарингский, пополнив австрийские войска баварской армией курфюрста Максимилиана II (который, как и Карл, был зятем кайзера Леопольда) и войсками мелких швабских князей во главе с маркграфом Людвигом Баденским (все трое - в галерее), выступил на Буду
На этот раз численность соединенных сил всей Южной Германии достигала 60 тыс. солдат, с 300 пушками и всем, что необходимо для осады могучей крепости Буды. Она продолжалась почти 3 месяца, Сары-Сулейман-паша безуспешно пытался деблокировать состоящий в основном из его земляков гарнизон, но так и не решился на генеральное сражение, и 2 сентября немцы пошли на решительный штурм. В разгар боя шальное ядро взорвало пороховой склад, Абдурахман-Абди-паша пал с саблей в руке на стене, и после 145 лет мусульманского владычества Буда была освобождена.
Еще одним ударом по Порте стал Вечный Мир между Московским царством и Речью Посполитой, заключенный 6 мая 1686 года, он закрепил власть России над Смоленском и Левобережной Украиной, кроме того поляки продавали русским царям права на Киев, который по Андрусовскому перемирю 1667 оставлялся под царской властью на 6 лет (но так и не был возвращен) и признавала власть царей над Запорожской Сечью.
В июле 1686 г. сам Ян Собесский выступил на Молдову и взял Яссы, но смог там удержатся из-за двуличной политики воеводы Кантемира и действий татар, а летом 1687 г. воевода князь Василий Голицын повел 112 тыс. русских войск, поддержанных 50 тыс. левобережных казаков гетмана Ивана Самойловича на Перекоп. Противодействие крымских татар заставило русских и казаков отступить, но благодаря этим походам крымские татары не могли поддержать турок в Трансильвании, где князь Михай Апафи весной 1687 г. переметнулся на сторону Габсбургов.
Летом, отклонив предложения султана Мехмеда о мире, кайзер Леопольд отправил имперские войска на юг, к Осиеку (ныне - Хорватия), контролировавшему важный брод через Дунай. 12 августа у города Мохач, на том самом месте, где 161 годом ранее решилась судьба Венгрии, 60 тыс. христиан Карла Лотарингского встретились с 80 тыс. мусульман Сары Сулеймана.
В этом сражении впервые проявил свой талант молодой, но настоящий полковник - принц Евгений Савойский. 23-летний итальянец покрыл себя не меньшей славой, чем многоопытные Макс Баварский и Людвиг Баденский, и вместе с чехом генералом Рабутиным решительной атакой взял турецкий лагерь, что вызвало среди мусульман панику, после чего те бежали до самого Белграда.
А Сары Сулейман-паша бежал до Стамбула. Его прибытие с вестью о разгроме вызвало всеобщее восстание, везирь был казнен 14 октября, султан Мехмед смещен.
Новым султаном стал младший брат Мехмеда IV Сулейман II, а новым визирем - успешно действовавший в Венгрии в 1684 г. Абаза Сиявуш-паша, на момент переворота бывший бейлербеем Алеппо.
В Греции тем временем сухопутная армия Кенигмарка заняла всю Морею с Коринфом, Патрами и Лепанто, а флот Морозини успешно высадил десант в Афинах, причем Парфенон серьезно пострадал из-за того, что венецианское ядро подорвало устроенный там турками пороховой склад.
Абаза Сиявуш-паша успел снова посадить на цепь освобожденного в 1686 году Имре Текели, не сумевшего поднять Венгрию против кайзера, не слушая его слов о терроре, который обрушил на нелояльных протестантов имперский генерал граф Каррафа, свирепый итальянец из Апулии, устроивший Эперьяшское судилище - массовые казни сторонников турок и Текели из числа мадьярских дворян в Эперьяше (ныне Прешов в Словакии). Но уже 23 февраля сам Сиявуш пал жертвой очередного заговора придворных и янычарского мятежа. Так же от рук мятежников погибли и сменивший его Нишанджы Исмаил паша, тоже абхаз, продержавшийся всего 2 месяца - до 2 мая, и следующий везир, Бекри Мустафа-паша, турок из Текирдага, который дожил до 7 ноября 1689 г.
Пока в тылу турок кипели распри, имперские войска в январе 1688 г. взяли Эгер, последний турецкий оплот в центре Венгрии, а уже в сентябре - Белград, главную базу на Дунае, ключ к Венгрии и Балканам. После этого сербский патриарх Арсение III Черноевич и черногорский митрополит Данило Петрович-Негош подняли сербов на восстание против турок.
Начались и мятежи болгар-католиков в Чипровце на северо-западе Болгарии, в Македонии болгарские гайдуки во главе с Карпошей спустились с гор, начав донимать турок. А Людвиг Баденский тем временем очистил от турок Славонию и Боснию.
Единственным утешением в отчаянной для османов обстановке 1688 года была Греция. Венецианский десант на остров Негропонте закончился гибелью генерала Кёнигсмарка вместе со значительной частью армии от эпидемии и бунтом немецких наемников, после чего венецианцы отступили и приостановили наступательную активность на несколько решающих лет. Также в этом году ничего не предпринимали ни русские, ни поляки.
В 1689 г. султан Сулейман, исполняя обещание, данное при восхождении на престол, пошел во главе войск халифата, усиленных фанатичными анатолийскими тюркскими ополчениями, в Румелию, при этом сераскиром назначили софийского Араб Реджеп-пашу. Но очередной поход князя Василия Голицына на Крым, в ходе которого он дошел до самого Перекопа, снова удержал хана Селим Гирея от отправки войск на Балканы, сами турки постоянно бунтовали, интриговали, подсиживали друг-друга, в войсках процветало дезертирство и разбои. Поэтому Карл Лотарингский без особых проблем взял Ниш, а Карпоша - Куманово, где он провозгласил себя королем.
Но тут вмешался "король-солнце". Ещё в октябре 1688 года французская армия перешла Рейн, а 6 июля 1689 г. кайзер, Англия, Нидерланды, Швеция, итальянские и немецкие князья объединились в Аугсбургскую лигу и начали войну против Франции.
Карл Лотарингский и Максимилиан Баварский с большей частью имперских войск были уже в июле отозваны с Моравы на Рейн. Людвиг Баварский за август-сентябрь успел нанести Араб Реджеп-паше поражения под Нишем и Патачином, взял Видин на Дунае и Крайову в Валахии, а генерал Пикколомини занял Скопье, но недостаток в людях и вооружениях после ухода основных сил на войну с французами блокировал дальнейшее развитие наступления. К тому же Пикколомини умер от эпидемии 9 ноября. И в эти же самые дни на пост великого везиря был назначен последний великий албанец из семьи Кепрюлю - Фазыл-Мустафа-паша. Он укрепил дисциплину в войске и финансах, и сумел найти общий язык с сородичами-албанцами, по крайней мере с той их половиной, которая к этому времени перешла в ислам, и которые массово поднялись на борьбу с кафирами.
А зимой 1690 года, убедившись, что русские в этом году не начнут похода на Крым, хан Селим Гирей послал 40-тысячное войско на Балканы. Объединенные силы албанцев и крымских татар нанесли поражение чипровецким болгарам-католикам, македонским болгарам "кумановского короля" Карпоши и косовским сербам патриарха Арсение Чарноевича, и вытеснили деморализованный смертью Пикколомини австрийский корпус из Македонии и Болгарии. Весной восстали мусульмане Боснии и Герцеговины, заставившие австрийцев под командованием Евгения Савойского спешно отступить за Саву.
Успехи мусульман и особенно разорения, устроенные татарами вызвали панику среди христиан. Болгарские и боснийские католики массово бежали в Венгрию и Славонию, православные сербы из числа сторонников Арсение Чарноевича сначала сомневались, но получив послание кайзера Леопольда от 6 апреля 1690 г. о приглашении жить в его владения, с обещаниями привилегий, собрали 18 июня народный сабор в Белграде, согласившийся на переселение при условии неприкосновенности православной веры.
Летом же в войну вступили основные османские силы во главе с Фазыл-Мустафой. 10 августа турки взяли Пирот, 9 сентября Ниш, 27 сентбря - Смедерево, а 8-14 октября в ходе ожесточеннейшего сражения, ставшего крупнейшим успехом турок в этой войне, был взят Белград. И как и в Буде в 1686, и в Афинах в 1687, исход боя решило попадание ядра в пороховой склад обороняющихся. Немалую помощь в успехе компании, помимо Крымского ханства, босняков и албанцев, оказал Алжир (тогда - полунезависимое образование под руководством деев, которые лишь формально подчинялись султанам, фактически будучи лишь союзниками, причем весьма своевольными), из которого был прислан флот под командованием Хусейна Меццаморте, ренегата с Майорки, который, очистив от венецианцев и мальтийцев Эгейское море, стал успешно действовать на Дунае, и в частности бомбардировал Белград. Герцога де Круа, командовавшего австрийским гарнизоном Белграда, за отступление отдали под суд гофкригсрата в Вене, но впрочем - оправдали: тяжело было 12 тысячам австрийцев, оставленных в Сербии, бороться с впятеро превосходящими силами османов.
Более 30 тысяч сербских семей (то есть порядка 120 тысяч человек, при том, что общая численность сербов тогда составляла порядка 1 миллиона) бежали вслед за австрийской армией в Венгрию и Славонию. Большинство из них происходило из Косово и Герцеговины. Именно тогда (а не при Тито, как некоторые почему-то считают) началось заселение Косова (а также Северной Македонии) албанцами-мусульманами (в начале XX века в самой Албании мусульмане составляли 72% населения, а среди албанцев Косова и Македонии - 97%).
Турки воспряли духом, и вот уже очередной Кепрюлю начал думать о походе на Вену. 22 июня 1691 г. тяжело больной султан Сулейман II умер. Поставив на его место младшего брата Ахмеда II, полностью контролируемого семейством Кепрюлю, сконцентрировав в своих руках всю власть в империи и собрав все её свободные силы, Фазыл-Мустафа двинулся в Венгрию. Кайзер Леопольд запаниковал и начал перебрасывать батальоны обратно с Рейна на Дунай. Мобилизованы были и укрывшиеся под его защитой сербские беженцы.
19 августа 1691 г. под Сланкеменом (ныне Воеводина, Сербия) войско великого везиря Фазыл-Мустафы-паши - 55 тыс. бойцов (50 тыс. османов, 5 тыс. венгров Имре Текели и 300 французских военных специалистов), при 158 пушках встретила армию маркграфа Людвига Баденского - 43 тыс. человек (33 тыс. регулярных немецких солдат из Австрии, Бадена и Бранденбурга и 10 тыс. сербских ополченцев Йована Монастырлии), при 90 пушках.
Ожесточенная битва шла несколько часов. Его исход решила железная стойкость бранденбургских батальонов - можно сказать, именно под Сланкеменом родилась прусская воинская слава. Когда мусульманские ряды дрогнули, Фазыл-Мустафа-паша бросился вперед - и был смертельно ранен пулей, по преданию, выпущенной из кавалерийского пистолета Людвигом Баденским. Если это так, то это едва ли не последний в европейской военной истории случай, когда командир одной армии лично убивает другого. Да, в этой войне очень многое случалось в первый или наоборот, в последний раз, очень много запутанных историй были разрешены, но не меньше получили тут завязку. Время было такое, ранее Новое. Так или иначе, турки были разгромлены наголову, потеряв 20 тыс. против 5 тыс. немцев и сербов. Помимо великого везиря, погиб и сераскир Ибрагим-паша, лишь алжирец, каталонский ренегат Хусейн Меццаморте сумел придать отступающим мусульманам некое подобие порядка и избежать полной катастрофы.
Так что война продолжалась, и конца ей не было видно.
А завершение здесь: