Сегодня исполняется 153 года со дня рождения Максима Горького. В Год науки и технологий мы коснемся темы «Горький и наука».
Многие произведения писателя, его письма, вошедшие в тридцатитомное собрание сочинений, показывают, что Горький был и подлинным ученым.
История русская и всеобщая, искусствоведение и литературоведение, психология и психопатология, археология, этнология, этнография и фольклористика – этим комплексом знаний Горький владел в таком объеме, как редко кто другой.
В 1921 году Горький был одним из членов комиссии по помощи нашему земляку, академику Ивану Петровичу Павлову. Он изучал труды Павлова, о чем свидетельствуют его многочисленные пометки на страницах книги «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных». Горький называл Павлова «великим человеком».
С горячим интересом он относился к Циолковскому и внимательно изучал его труды. В 1927 году Горький писал поэту Константину Алтайскому: «…пора, давно пора! – написать об этом изумительном человеке книгу…, рассказав подробно о его работах…».
Взгляды Горького в области агробиологии полно и ярко сказались в отношении к еще одному нашему земляку – Мичурину. В 1928 году в статье «О музыке толстых» Горький писал «о нашем гениальном Иване Владимировиче Мичурине», в очерках «По Союзу Советов» – об «удивительном Мичурине».
Почетный член Академии наук СССР, Горький принимал непосредственное участие в ее деятельности. Он был директором Института русской литературы (Пушкинский Дом). В 1920–1922 годах редактировал журнал «Наука и ее работники».
В юные годы Горькому один из его товарищей, казанский гимназист Николай Евреинов, говорил: «Вы созданы природой для служения науке». Глубокая правда заключается в этих словах. Всем своим вдохновенным творчеством Горький служил знанию.