Как считается, шестопер в Европе появился в XIII - XIV веках и, скорее всего, с Востока. Во всяком случае именно это оружие довольно часто встречается на иранских рисунках начала XIV века, изображающих монгольских воинов. Следует обратить внимание, что изображены конные воины (впрочем, есть мнение, что "булава с фланцами" была придумана еще в Византии).
Конструкция его была довольно простой: металлическую боевую часть, к которой приваривались фланцы ("перьями"), насаживали на деревянную рукоять. Как говорится, дешево (для владельца) и сердито (для его противников).
Впрочем, европейцы подошли к шестоперам творчески, очевидно, учтя наличие у своих противников латных доспехов: в отличие от в основном прямоугольных ребер азиатских шестоперов, европейские "перья" имели остроугольные выступы, которые вполне могли пробить эти самые доспехи.
Творчески они подошли и к конструкции шестопера в целом: рукоять оружия тоже делалась из металла, но могла снабжаться деревянным череном и неким подобием гарды, которая, очевидно, предполагала, что оружием можно было и парировать удар противника.
В целом получилось весьма элегантное оружие длиной до 60 - 65 см с вполне вменяемым весом - до 1000 г. При этом, учитывая, что основная масса его была сосредоточена в боевом конце, удар шестопера был явно мощнее удара сабли или меча одинакового или даже более тяжелого веса, ну а о "бронепробиваемости" первого и вторых, полагаю, можно даже и не говорить.
Путь шестопера в руки рыцаря был непрост. Однако благородные воины, считавшие только меч достойным себя оружием, кочевряжились недолго: уже упомянутые латные доспехи требовали эффективного ответа, которого "благородный" меч уже дать часто не мог. Ну а "неблагородному" шестоперу латы в общем-то были без разницы (на память приходит анекдот про мушкетеров с шпагами и Илью Муромца с палицей).
С латами же все было очень просто (или сложно, это смотря с какой стороны посмотреть): т.н. "белый доспех", появившийся к первой половине XV века, практически не оставлял шансов рубящему удару.
Потому уже в конце XV - первой половине XVI века шестоперов было не просто много, а очень много. Их перья имеют самую разную форму (сохраняя, впрочем, острый угол), а для пущей эффективности к боевой части приделывают дополнительный шип.
Вполне вероятно, что "проникновение" шестоперов в, так сказать, рыцарскую среду, ускорилось, в связи с традицией, которая, как считалось существовала в среде христиан: воины из состава духовенства брали с собой в сражение не мечи, а дубины, поскольку сичтали, что Бог разрешает им убивать, но только без пролития крови (sine effusione sanguinis). Во всяком случае, на знаменитом гобелене из Байо, рассказывающем о сражении при Гастингсе (1066 год), епископ Одо изображен с дубиной в руках.
Впрочем, даже после "освящения" шестопера, он все равно был всего лишь вспомогательным оружием, которое привешивалось к седлу.
Однако, все течет, все изменяется. Огнестрельное оружие и соответствующее постепенное превращение боя в дистанционный давало рыцарям все меньше шансов для хорошей рукопашной схватки, и шестоперы изменились, превратившись из весьма эффективного оружия в знак власти.
Сегодня богато отделанные шестоперы, с весьма вычурной формой перьев, принадлежавшие разного рода властителям Европы весьма широко представлены в музейных коллекциях. Как правило, они длиннее и куда тяжелее боевых шестоперов - перескакивают уже за 1500 г.
Прекрасным образцом этого шестопера может служить шестопер, который был сделан испанским мастером Диего де Кайасом для французского короля Генриха II около 1540 года. На нем золотом и серебром изображены гербы и девизы Генриха, а также многофигурные батальные сцены.
Как уже упоминалось выше, шестопер был весьма эффективен, особенно против хорошо защищенного воина - удар боевой части, основная масса которой фактически находилась в центре тяжести оружия, неизбежно наносил ощутимый урон вне зависимости от уровня защиты противника. Потому и продержался шестопер на вооружении кавалеристов Европы чуть ли не до XVII века, несмотря на распространение огнестрельного оружия и тактики дистанционного боя.
К сожалению, описаний применения шестоперов в бою мне встречалось мало (я специализируюсь на применении сабли), но в Псковской первой летописи в описании боя у замка Гельмед, произошедшего на рубеже 1501 - 1502 годов между войском Ивана III и отрядом ливонских рыцарей весьма ярко повествуется о том, как русские и союзные им татары гнали разбитого врага:
"И били поганых немцев на 10 верстах, и ни оставили даже вестника, а не саблями светлыми секли их, но били их москвичи и татары как свиней шестоперами" (И биша поганых Немец на 10 верстах, и ни оставиша их ни вестоноши, а не саблями светлыми секоша их, но биша их Москвичи и Тотарове аки свиней шестоперы).
Как учили рубить шашкой, можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!