Перед походом Александра Македонского в Персию, Бактрия была самой дальней персидской провинцией.
Именно в Бактрию пытался бежать последний персидский царь Дарий. Здесь, он надеялся собрать еще войска, чтобы наконец изгнать гиперактивного македонца, обратно в свою Македонию.
И здесь Дария постигла печальная участь всех побежденных. Его убил сатрап (управитель) Бактрий с красноречивым именем Бесс.
Александр не оценил этого поступка сатрапа и вторгся в его владения, преследуя того, аж, до Амударьи. Македонский настиг Беса и жестоко казнил его, как мятежника. Здесь же в Бактрии, Александр хоть и с не охотой, женился на местной красавице Роксане.
После смерти Великого Александра, Бактрия стала одной из областей государства Селевкидов, которые стали усиленно эллинизировать эту дальнюю провинцию, включая ее в общемировую цивилизацию.
Главными центрами эллинской культуры стали основанные эллинами города, в том числе и Александрия Оксианская.
Города Бактрии были типично эллинскими городами, где присутствовали акрополь, театр, и другие объекты культуры.
В Бактрию, как самую дальнюю провинцию высылались многие неугодные и преступники. Поэтому здесь скопилось большее количество эллинов чем в других провинциях государства Селевкидов. А уж по интеллектуальному уровню они превосходили другие провинции во много раз. Среди неугодных, как известно всегда много умных и здравомыслящих людей!
Поэтому, когда в государстве Селевкидов начался бардак, то в 250 году бактрийский наместник Диодот, одним из первых отложился от центральной власти.
Диодот объявил себя царем, а столицей определил город Бактры (совр.Балх в Афганистане).
Бактрии очень сильно повезло, что вместе с нею отложилась и Парфия. Именно Парфия приняла на себя удар правительственной армии, а Бактрия смогла избежать этого. Ей были уготованы 40 лет мирного существования.
20 лет из этих мирных времен прошли под властью Диодота, который так был занят государственными делами, что даже не женился. А может и не хотел жениться по примеру великого Александра.
Но при этом, он имел сына - Диодота II. Тот, вступив на престол пошел на вполне оправданное сближение с парфянами. Но это не понравилось местной знати, представитель которой - сатрап Согдианы Евтидем низложив, умертвил его.
Но убийство царя аукнулось на самих заговорщиках. Селевкиды в 209 году нанесли поражение парфянам и вторглись в Бактрию, осадив столицу - Бактры. Ее осаждали в течение двух лет.
Не сумев взять столицу, селевкидский правитель Антиох Великий согласился на то, что Бактрия становится только его вассалом. Договор был скреплен браком дочери Антиоха с сыном бактрийского царя - Деметрием.
При Деметрии греко-бактрийцы начали активную экспансию на полуостров Индостан. Причиной похода назывались гонения на буддизм в Индии, и Бактрия выступила его защитником, так как буддизм почитался в Греко-Бактрийском царстве.
Греко-бактрийцы смогли дойти до Ганга, и присоединили к своему царству все территории до этой священной реки индусов.
Пока Деметрий воевал в Индии, в Бактрии власть захватил его стратег (полководец) Эвкратид, объявивший себя царем. Пришлось Деметрию остаться в Индии навсегда, и основать здесь Индо-Греческое царство.
Распад единого царства сказался на боеспособности государства и часть его территории была захвачена парфянами. Но правители обоих частей некогда единого царства не особо обратили на это внимание, так как упоенно воевали друг с другом на индо-бактрийской границе.
Вскоре на границах Бактрии появились саки, а за ними пришли юэчжи, которые окончательно покорили Греко-Бактрийское царство.
Пришлось греко-бактрийцам переместить в приграничную область Арахозия (современный Пакистан), где они властвовали еще около 50 лет. В конце-концов и эти остатки эллинского населения были покорены юэчжами. А Индо-Греческое царство продолжило свое существование до 10 года нашей эры. При этом цари этого царства, отбросив эллинизм, обратились в буддизм.
Таким образом, эллинистическое Греко-Бактрийское царство просуществовало 260 лет, что очень неплохо для азиатских государств.
Статьи по теме "История Средней Азии в античный период"
1. Сарматы и Хорезм - вместе сила, победившая персов и македонцев