Египетская Книга Мертвых - это собрание заклинаний, которые позволяют душе умершего ориентироваться в загробной жизни. Знаменитое название было дано благодаря работе западных ученых; настоящее название переводилось как "Главы о выходе к свету дня". Хотя этот труд часто называют "древнеегипетской Библией ", на самом деле это не так. Книга мертвых никогда не была кодифицирована, и ни один из двух экземпляров произведения не является точно таким же. Они были созданы специально для каждого человека, который мог позволить себе приобрести их в качестве своего рода руководства, помогающего ему после смерти . Египтолог Джералидин Пинч объясняет:
Египетская Книга Мертвых - это термин, придуманный в девятнадцатом веке нашей эры для совокупности текстов, известных древним египтянам как заклинания для выхода днем. После того как Книга Мертвых была впервые переведена египтологами, она заняла место в народном воображении как Библия древних египтян. Сравнение очень неуместно. Книга мертвых не была центральной священной книгой египетской религии . Это была лишь одна из серии руководств, составленных для того, чтобы помочь духам элитных умерших достичь и поддерживать полную загробную жизнь.
Загробная жизнь считалась продолжением жизни на земле и, после того как человек прошел через различные трудности и суд в зале истины, который был совершенным отражением его жизни на земле. После того как душа была оправдана в зале истины, она перешла через озеро Лилии, чтобы отдохнуть в тростниковом поле, где можно было бы найти все, что потерял в жизни, и наслаждаться этим вечно. Однако для того, чтобы достичь этого рая, нужно было знать, куда идти, как обращаться к определенным богам, что говорить в определенное время и как вести себя в стране мертвых. Поэтому руководство по загробной жизни было бы чрезвычайно полезным.
Заклинание 125
Заклинание 125 - самое известное из всех текстов книги мертвых. Люди, не знакомые с книгой, но имеющие хотя бы малейшее знакомство с египетской мифологией, знают заклинание, даже не осознавая этого. Заклинание 125 описывает суд над сердцем умершего богом Осирисом в зале истины, одно из самых известных изображений Древнего Египта. Поскольку для обретения рая было жизненно важно, чтобы душа прошла испытание взвешиванием сердца, знание того, что говорить и как действовать перед Осирисом, Тотом, Анубисом и сорока двумя судьями, считалось самой важной информацией, с которой мог прийти умерший.
Когда человек умирал, Анубис вел его в зал истины (также известный как зал двух истин), где он должен был сделать отрицательное признание (также известное как Декларация невиновности). Это был список из 42 грехов, в которых человек мог честно признаться, что никогда не предавался им. Как только отрицательное признание было сделано, Осирис, Тот, Анубис и сорок два судьи совещались, и, если признание было принято, сердце умершего затем взвешивалось на весах против белого пера Маат, перо истины. Если сердце оказывалось легче перышка, душа отправлялась в рай; если сердце было тяжелее, его бросали на пол, где его пожирала чудовищная богиня Аммут, и душа прекращала свое существование.
Заклинание 125 начинается с предисловия к читателю (душе): "что следует сказать, придя в этот зал правосудия, очищая[имя человека] от всего зла, которое он совершил, и созерцая лица богов." Затем заклинание начинает очень четко пояснять душе, что именно говорить при встрече с Осирисом:
Слава тебе, великий Бог, Владыка справедливости! Я пришел к тебе, мой господин, чтобы ты привел меня, чтобы я мог увидеть твою красоту, ибо я знаю тебя, и я знаю твое имя, и я знаю имена сорока двух богов тех, кто с тобой в этом зале справедливости, кто живет за счет тех, кто лелеет зло и кто пьет свою кровь в тот день расплаты характеров в присутствии Веннифера (другое имя Осириса). Вот двойной сын певчих; Господь истины Имя твое. Вот, я пришел к вам, я принес вам истину, я оттолкнул для вас ложь. Я не делал лжи против людей, я не обнищал своих товарищей, я не сделал ничего плохого вместо истины, я не узнал того, чего нет...
После этого пролога душа произносит отрицательное признание и подвергается сомнению богами и сорока двумя судьями. В этот момент потребуется очень конкретная информация, чтобы быть оправданным богами. Нужно было знать имена разных богов и то, за что они были ответственны, но также нужно было знать такие детали, как названия дверей в комнате и пола, по которому нужно было пройти; нужно было даже знать имена собственных ног. Когда душа отвечала каждому божеству и предмету правильным ответом, они слышали ответ: "Ты знаешь нас; проходите мимо нас" и мог бы продолжить. В какой-то момент душа должна ответить на пол около ног души:
"Я не позволю вам наступить на меня", - говорит Пол этого зала правосудия.- А почему бы и нет? Я чист."- Потому что я не знаю имен твоих ног, которыми ты хотел бы наступить на меня. Скажи мне.""Тайный образ ха" - имя моей правой ноги; "цветок Хатор " - имя моей левой ноги."- Ты знаешь нас, войди через нас."
Заклинание завершается тем, что душа должна носить, когда она встречает суд и как человек должен произносить заклинание:
Правильный порядок в этом зале правосудия: произнесите это заклинание чистым и чистым, одетым в белые одежды и сандалии, окрашенные черной краской для глаз и помазанные миррой. Ему будут предложены мясо и птица, благовония, хлеб, пиво и травы , когда ты положишь эту письменную процедуру на чистый охряный пол, покрытый землей, по которой не ступали свиньи или мелкий скот.
После этого писец, написавший заклинание, поздравляет себя с хорошо выполненной работой и уверяет читателя, что он, писец, будет процветать, как и его дети, за свою роль в создании заклинания. Он говорит, что ему будет хорошо, когда он сам придет на суд и "будет введен с царями Верхнего Египта и царями Нижнего Египта, и он будет в свите Осириса. Дело в миллион раз вернее." Для обеспечения заклинания писец считался частью внутренней работы загробной жизни и поэтому был уверен в благоприятном приеме в подземном мире и переходе в рай.
Для обычного человека, даже для короля, весь этот опыт был гораздо менее определенным. Если правильно ответить на все эти вопросы и иметь сердце легче пера истины, и если суметь быть добрым к угрюмому Божественному паромщику, который перевезет души через озеро Лили, то окажешься в раю. Египетское поле тростника (иногда называемое полем жертвоприношений) было именно тем, что человек оставил после себя в жизни. Оказавшись там, душа воссоединялась с потерянными близкими и даже любимыми домашними животными. Душа будет жить в образе дома, который они всегда знали, с тем же самым двором, теми же деревьями, теми же птицами, поющими вечером или утром, и этим будет наслаждаться вечность в присутствии богов.
Другие Заклинания И Заблуждения
Однако между прибытием в зал истины и поездкой на лодке в рай душа могла совершить немало промахов. Книга мертвых включает в себя заклинания для любого рода обстоятельств, но, похоже, не было ни каках гарантий, чтобы пережить эти повороты. Египет имеет долгую историю, как и любая культура, верования менялись время от времени. Не каждая деталь, описанная выше, была включена в видение каждой эпохи египетской истории. В некоторые периоды изменения незначительны, в то время как в другие, загробная жизнь рассматривается как опасное путешествие к раю, которое является лишь временным. В некоторые моменты культуры путь в рай был очень простым после того, как душа была оправдана Осирисом, в то время как в других случаях крокодилы могли помешать душе, или изгибы дороги оказались опасными, или демоны, казалось обманывали или даже нападали.
В этих случаях душа нуждалась в заклинаниях, чтобы выжить и достичь Рая. Заклинания, включенные в Книгу, включают такие названия, как "для отпугивания крокодила, который приходит, чтобы забрать", "для изгнания змеи", "для того, чтобы не быть съеденным змеей в царстве мертвых", "Для того, чтобы не умереть снова в царстве мертвых", "Для того, чтобы превратиться в Божественного Сокола", "для того, чтобы превратиться в Лотос","для того, чтобы превратиться в Феникса" и так далее. Заклинания трансформации стали известны благодаря популярным намекам на книгу в телевизионных и кинофильмах, что привело к ошибочному пониманию того, что Книга Мертвых -это своего рода магический тип работы Гарри Поттера, который древние египтяне когда-то использовали для мистических обрядов. Книга Мертвых, как уже отмечалось, никогда не использовалась для магических превращений на земле; заклинания действовали только в загробной жизни. Утверждение о том, что "Книга Мертвых " была каким-то магическим текстом, так же неверно и необоснованно, как и сравнение с Библией.
Египетская Книга мертвых также не имеет ничего общего с тибетской книгой мертвых, хотя эти два произведения часто приравниваются. Тибетская Книга мертвых (настоящее название-Бардо Тодол, "Великое освобождение через слушание") - это собрание текстов, которые читаются умирающему или недавно умершему человеку и позволяют душе узнать, что происходит шаг за шагом. Сходство его с египетской работой состоит в том, что оно призвано утешить душу и вывести ее из тела в загробную жизнь. Тибетская Книга мертвых, конечно, речь идет о совершенно другой космологии и системе верований, но самое существенное различие заключается в том, что она предназначена для чтения живыми мертвым; это не руководство для мертвых, чтобы читать себя. Обе работы пострадали от ярлыков "Книга мертвых", которые либо привлекают внимание тех, кто считает их ключами к просветленному знанию, либо делами дьявола, которых следует избегать; на самом деле они не являются ни тем, ни другим. Обе книги - это культурные конструкции, созданные для того, чтобы сделать смерть более управляемым переживанием.
Заклинания в "Книге мертвых", независимо от того, в какую эпоху они были написаны или собраны, обещали продолжение существования после смерти. Как и в жизни, были испытания и неожиданные повороты на пути, области и переживания, которых нужно было избегать, друзья и союзники, которых нужно было развивать, но в конечном итоге душа могла рассчитывать на вознаграждение за хорошую и добродетельную жизнь. Для тех, кто остался в живых, заклинания были бы интерпретированы так, как люди в наши дни читают гороскопы. Гороскопы пишутся не для того, чтобы подчеркнуть плохие стороны человека, и не для того, чтобы читать о себе плохо; точно так же заклинания были построены так, чтобы кто-то еще живой мог прочитать их, думать о своем близком в загробной жизни и чувствовать себя уверенным, что они благополучно пробрались в Тростниковое поле.
Спасибо что дочитали до конца.
Если понравилось, поставьте лайк и подпишитесь. Будет интересно.
Интересные статьи: