Найти в Дзене
diletant.media

До Крещения на Руси была письменность?

Первые попытки фальсифицировать историю связаны с формированием великодержавной идеологии (Москва — Третий Рим) в XVI веке.

О том, что поход Олега имел место в начале Х века, свидетельствует договор 911 года — греки не пошли бы на такой договор, если бы русский флот не угрожал Царьграду. Флот был речным (с речного пути «из варяг в греки «), так что Петру через 700 лет надо было создавать настоящий — морской флот.

 Крещение Руси. К. Лебедев. Источник: wikipedia.org
Крещение Руси. К. Лебедев. Источник: wikipedia.org

Крестил Русь Владимир Святославич, попытки обращения при прежних правителях не привели к созданию церкви. Византийский патриарх Фотий стремился показать, что Русь обратилась к грекам с просьбой о крещении уже после первого похода руси в 860 году (при Аскольде и Дире), но иных свидетельств о таких попытках крещения нет.

Никакой письменности до крещения на Руси не было — договор с греками составлялся на основе кирилло-мефодиевской традиции при помощи дунайских болгар. Приходилось учиться письму, дипломатии и праву — в договоре обозначены права русских и греков, гарантии их жизни и имущества. Учились хорошо: заключили еще два договора (в 944 и 971 годах). Наводнившие нынешние полки книжных магазинов бездарные подделки вроде влесовой книги, русских вед, рун и т. п. — дурно пахнущие образчики национального романтизма, уверенного, что русские были самыми грамотными и умными еще в эпоху динозавров.

Вещий Олег сам был родом из «Европы» — он, как и все первые князья, был варягом и обеспечивал бесперебойный контакт Скандинавии с Византией и Востоком (Болгарией Волжской). Русь формировалась на этих межконтинентальных коммуникациях, заданное этой древней историей экстенсивное развитие продолжается и по сей день (после «приращения» Сибирью и т. д. ).

 Нестор Летописец. Скульптура работы М. Антокольского. Источник: wikipedia.org
Нестор Летописец. Скульптура работы М. Антокольского. Источник: wikipedia.org

Монахи-летописцы боялись бога больше, чем князей, и добросовестно относились к летописанию, которое велось в Киево-Печерском монастыре с конца XI века.

Подробнее