Найти тему
Русский и Литература

Как проверить себя и быстро найти ошибки в сочинениях и диктантах? 4 способа

Каждый второй ученик, когда сдает мне письменную работу, жалуется, что не может сам себя проверить. Не получается, не знает как, не видит ошибки, пока кто-то не ткнёт его носом, не может сосредоточиться на проверке... Это топ ответов на вопрос: "Почему?". Проблема, как говорится, налицо. И существует она и у учеников начальных классов, и у матерых блогеров, даром, что последние уже и школу закончили, и диплом имеют... Перед лицом суровой русской орфографии все равны. А ее сестры - пунктуация и грамматика - подливают масла в огонь. Для страждущих даю 4 золотых совета, которые работают безотказно.

Картинка с kom-obr.ru
Картинка с kom-obr.ru

1. Чтобы проверить орфографию, читайте текст задом наперёд. То есть по слову с конца. Это позволит не отвлекаться на его смысл.

Способ может показаться странным и нелепым. Но работает он безотказно. Дело в том, что, как только мы начинаем проверять свою письменную работу, особенно сочинение, наш мозг не хочет следить за буквами, он ищет смысл прочитанного, заставляет нас задумываться, о чем текст. Почему так происходит - вопрос сложный, но факт остаётся фактом: наш мозг легко достраивает несуществующие буквы или переставляет их в нужном порядке, даже если они поменялись местами по воле автора. А это значит, что уже на втором или третьем предложении мы в основном перестаем следить за орфографией и ошибок не находим. Если же читать каждое слово, не вникая в смысл предложения, то мы будем проверять только его. Любая описка, или перестановка букв, или их нехватка обнаружится сразу.

Этот текст-шутка (потому что не все так просто и однозначно) прекрасно доказывает, что мы способны воспринимать слово в контексте, не обращая внимания на  переставленные буквы. Попробуйте прочитать каждое слово в отдельности с конца и увидите, что это абракадабра.
Этот текст-шутка (потому что не все так просто и однозначно) прекрасно доказывает, что мы способны воспринимать слово в контексте, не обращая внимания на переставленные буквы. Попробуйте прочитать каждое слово в отдельности с конца и увидите, что это абракадабра.

2. Чтобы проверить пунктуацию, разберите предложение по составу и напишите его схему.

Если в русской орфографии – черт ногу сломит, то пунктуация – это просто песня. Расстановка всех знаков препинания, кроме авторских, основана на логике и жестких синтаксических принципах. Для быстрой проверки необходимо просто разобрать предложение по составу. Как только вы выделите основу или основы, вы тут же поймете, простое или сложное предложение перед вами. Увидите осложнения: причастные, деепричастные и сравнительные обороты, уточняющие конструкции, однородные, вводные слова – поймете, что надо обособлять. Естественно, для такой проверки должна иметься база наработанных правил. Но знания о членах предложения преследуют нас еще с начальной школы, поэтому не ленитесь – примените их на практике. И не пытайтесь обманывать самого себя частичным или устным разбором. Это не поможет, составляйте схемы честно.

3. Чтобы обнаружить грамматические ошибки, задайте вопросы к каждому слову в предложении, определите их морфологические признаки (род, число, падеж, лицо, время) и синтаксические роли.

Самой распространенной и простой грамматической ошибкой является несогласованность. Подлежащее и сказуемое могут быть не согласованы в числе или роде (при условии, что глагол стоит в прошедшем времени), причастный оборот – в роде, числе или падеже с определяемым словом, сказуемые – в виде и времени, однородные члены могут не согласовываться в падеже друг с другом или с обобщающим словом. Подробный список всех грамматических ошибок дан в другом моем материале: https://zen.yandex.ru/media/literatura32/zadanie--8-ege-po-russkomu-iazyku-vse-grammaticheskie-oshibki-s-primerami-i-ispravleniiami-6001f858f8011c4a01208fc4.

Главный принцип, который необходимо четко усвоить: не задав вопрос, мы не поймем связь между словами, не узнаем требуемый признак. Задав вопрос, мы исключим большую часть ошибок. Слово может быть любым, а вот принцип его согласования всегда одинаков и зависит от набора морфологических признаков. Выдающийся лингвист Л.В. Щерба доказал это, составив предложение из несуществующих слов. Грамматические связи в нем присутствуют, как и в любом другом, и определяются вопросами.

На примере этой фразы мы видим, что к любому, даже реально не существующему слову можно задать вопрос и согласовать его с другими членами предложения. В качестве иллюстрации использована картинка с сайта bipbap.
На примере этой фразы мы видим, что к любому, даже реально не существующему слову можно задать вопрос и согласовать его с другими членами предложения. В качестве иллюстрации использована картинка с сайта bipbap.

4. Чтобы обнаружить речевые ошибки, проговаривайте про себя или вслух смущающие вас фразы или предложения.

Речевая ошибка – это ошибка, связанная с неверным или неудачным употреблением слов или фразеологизмов. Это нарушение лексических норм, которых в русском языке воз и маленькая тележка. Вот основные ошибки:

Понять, как правильно употреблять то или иное слово, избегая лексической несочетаемости, избыточности или, наоборот, недостаточности, сложно. Чтобы выработать стилистическое чутье нужно много читать, учиться письменно излагать свои мысли, прибегать к помощи наставника. И это долго. Но почувствовать лексическую ошибку можно интуитивно, прочитав предложение вслух. Ощущение слухового дискомфорта в разы сильнее, чем то, которое мы ощущаем при просматривании написанного. Потренируйтесь на ошибках, перечисленных выше.