Найти тему
Нож и Ножны

Подсайдашный нож. Своеобразный нож московского князя, который до сих пор порождает множество теорий о своем предназначении

Оглавление
Комплект оружия Русского война 16 века. В центре подсайдашный нож
Комплект оружия Русского война 16 века. В центре подсайдашный нож

Во время шестнадцатого столетия на Руси воины имели внушительный арсенал. Одним из предметов был тот самый подсайдашный нож. Единственный экземпляр, дошедший до наших дней это кинжал князя А. И. Старицкого.

Кинжал князя А. И. Старицкого. Длинна – 570 мм, клинок – 440 мм, толщина клинка у пяты – 18 мм, у основания – 9 мм.
Кинжал князя А. И. Старицкого. Длинна – 570 мм, клинок – 440 мм, толщина клинка у пяты – 18 мм, у основания – 9 мм.

Это длинно клинковый слегка изогнутый нож с заточкой по внутреннему краю.

Если про параметры нам известно все, то про его предназначение практически ничего. Кроме того что нож носился под сайдаком (сбоку на поясе). Так же встречаются упоминания что такие же кинжалы были и у татарских воинов.

Русский и татарский войны. На поясах видны подсайдашные ножи.
Русский и татарский войны. На поясах видны подсайдашные ножи.

Давайте рассуждать логически:

  • Раз он был и у русских, и у татар, значит, эту штуку наши позаимствовали.
  • У степняков-кочевников всё снаряжение оптимально для такой жизни подобрано – веками на практике проверялось – лишнего нет, и каждая вещь не имеет одного узкого назначения.
  • Взглянем с другой стороны, от конструкции – явно не оружие для боя – и из-за ручки без упора, и из-за трудностей с выниманием из ножен, а значит инструмент.
  • Как его удобнее держать? Ясно, не обратным хватом, не по-ножевому, так как тыкать сверху – руку не беречь. Держим прямым хватом, как саблю. Ещё подсказку даёт рукоять, она не цилиндрическая, а слегка на конус – удобно резать с оттягом на себя.
Реплика подсайдашного ножа
Реплика подсайдашного ножа

Если бы я был татарином в степи, вечером, на привале, что бы я делал с помощью этого ножа?

  1. Нащипал бы лучинок для розжига костра.
  2. Нарезал бы побольше пучков травы как серпом, сверху попону бросил - отдыхать на твёрдой земле не интересно.
  3. Насадил на остриё кусок конины – обжарить на костре. Где в степи подходящий прутик найдёшь (не шашлык-машлык для весёлой компании, а именно кусок мяса для себя любимого).
  4. Занялся бы починкой обуви, снаряжения, упряжи – удобно, как шилом, дырки ковырять.
  5. Также остриём удобно затянувшийся ненароком узел верёвки распустить – резать жалко (веревки в то время в магазинах не продаются).
  6. Ну и пытать (а что вы хотели – до гуманизма европейцы только-только додумались, сами ещё не освоили) – больно вид у этого ножа жуткий. Особенно когда ты связан, а к тебе с этой штукой подходят и явно не верёвки резать.

Как русским, при тесном культурном контакте, было не позаимствовать такую удобную в походе вещь? Вряд ли они сами называли его подсаадачным ножом – язык ломать дураков не было.

Что вы думаете по этому поводу? Есть ли у вас своя теория?