Найти тему
ЕЦ ДПО

Что такое педагогическая рефлексия?

Обучение и развитие представляют собой внутренние процессы, поэтому заставлять и принуждать к чему-то здесь совершенно бессмысленно. Чтобы контролировать эти процессы и направлять их в нужное русло, педагог должен представить себя на месте ребенка, ощутить эти процессы и, при необходимости, вносить в них коррективы.

Этот механизм называется рефлексией педагогической деятельности. С помощью этого процесса происходит осознание различных компонентов педагогического процесса, понимание детских проблем и своих мыслей, допущенных ошибок .

Рефлексия предполагает анализ в трех направлениях:

1. Анализ собственной работы

2. Оценка деятельности учащихся.

3. Оценка вовлеченности учеников в процесс познания.

Сложность работы педагога стоит в том, что ему нужно проводить оценку с двух точек зрения: как организатору учебного процесса и как участнику, изучающему образовательную программу. Для этого нужно понимать, насколько просто и успешно усваивается материал. Именно в процессе рефлексии педагог развивается. Переосмысливая свои действия, учитель может внести изменения в подачу материала, внедрить новые интересные приемы и методики. Благодаря рефлексии полнее воспринимается личность ученика, появляется возможность построить конструктивные отношения.

Процесс рефлексии должен происходить постоянно. В процессе рефлексии возможно осознание каких-то ошибок в работе. Однако негативный опыт тоже дает стимул к дальнейшему развитию педагога. Нужно не бояться признавать ошибки и двигаться дальше, а также учить этому умению своих учеников.

Педагогическая рефлексия имеет ряд функций:

1. Исследовательская. Прежде всего педагог учится сам.

2. Организаторская. Именно рефлексия позволит построить учебный процесс.

3. Диагностическая. Рефлексия помогает понять эффективность работы, оценить уровень развития учеников.

4. Коммуникативная. Рефлексия помогает найти подход к каждому ребенку.

5. Проектировочная. Позволяет ставить новые задачи и стремиться к ним.

6. Коррекционная. Оценка своей деятельности может привести к применению новых подходов.

Применение рефлексии позволит более эффективно взаимодействовать с детским коллективом. По сути, рефлексия — это и метод, и результат.

Способность к рефлексии крайне необходима любому специалисту данной сферы. Подробнее об этом мы говорим на курсах повышения квалификации для педагогов .