Найти в Дзене
Просто о Харде

История видеокарт часть 6. Красные острова против зеленых ученых.

Оглавление

Приветствую читатели.

На моём канале вы можете найти предыдущие части Истории развития видеокарт.

Часть 1 (1981-1987) - Кликай

Часть 2 (1987-1999) - Кликай

Часть 3 (1991-2001)- Кликай

Часть 4 (2001-2005)- Кликай

Часть 5 (2005-2007)- Кликай

RV770

Компания AMD продолжала улучшать хорошо работавшую технологию. Чип R770, представленный летом 2008 года стал фактически третьим поколением AMD, в котором по сути компания просто наращивала мускулы без значимых изменений в архитектуре. Переехавший на 55-нм тех.процесс чип дополняла память стандарта GDDR5 - на тот момент именно AMD был лидером в области освоения новых видов памяти. Самая мощная в линейке видеокарта имела название Radeon HD 4870 и содержала уже 956 миллионов транзисторов.

Внешний вид видеокарты Radeon HD 4870
Внешний вид видеокарты Radeon HD 4870
Графика в GTA 4 (игра 2008 года)
Графика в GTA 4 (игра 2008 года)
Графика в Call of Duty 4 Modern Warfare (игра 2008 года)
Графика в Call of Duty 4 Modern Warfare (игра 2008 года)

Видеокарта стала достойным конкурентом GeForce GTX 260 в своём ценовом сегменте. Однако у Nvidia были на тот момент в арсенале имелось более быстрое решение в виде GeForce GTX 285. Ему AMD ответила в своём стиле выпустив двухчиповую Radeon 4870 X2. Двухголовая печка было стабильно быстрее, чем топовое одночиповое решение Nvidia. AMD на тот момент уверено конкурировала с зеленым оппонентом на всех фронтах.

Внешний вид видеокарты Radeon HD 4870 X2
Внешний вид видеокарты Radeon HD 4870 X2

NVIDIA GT200

В июне 2008 года Nvidia решила начать новую систему счисления своих потребительских видеокарт и соответственно их чипов. Первый представителем нового поколения стал чип GT200 и видеокарты GeForce GTX 260 и 280.

Внешний вид видеокарты Geforce GTX 280
Внешний вид видеокарты Geforce GTX 280

Чип производился по 65-нм тех.процессу и содержал уже 1,4 миллиарда транзисторов, что было значительно больше, чем у красных конкурентов. Трудности возникли со стороны памяти. Нужно понимать что в бизнесе разработки видеокарт что 10-15 лет назад, что сейчас все не строится путем - возьму самую крутую память у какого-то поставщика и поставлю себе в видеокарту. Существую сложные схемы взаимодействия и перекрестных разработок между создателями видеокарт и производителями чипов и контроллеров памяти. Летом 2008 года Nvidia могла позволить себе только GDDR3. Чтобы удовлетворить потребность самого технически сложного на тот момент чипа, требовалась 512-битная память(Впервые в истории GeForce).

Графика в Racedriver GRID (игра 2008 года)
Графика в Racedriver GRID (игра 2008 года)
Графика в Fallout 3 (игра 2008 года)
Графика в Fallout 3 (игра 2008 года)

С точки зрения производителя видеокарт - чем проще память, тем видеокарта дешевле и проще в производстве и, следовательно более конкурентно способна. Так что в дальнейшем, когда вы увидите в описании память, у которой шина будет больше, чем 256 бит - на такое решение разработчики идут не от хорошей жизни и не для того, чтобы показать весь свой технический потенциал. Это лишь означает, что другими способами они не могут обеспечить достаточную пропускную способность для конкретной видеокарты.

Внешний вид видеокарты Geforce GTX 295
Внешний вид видеокарты Geforce GTX 295

В 2009 году Nvidia выпускает обновление чипа GT200, перенеся его без каких либо изменений на 55-нм тех.процесс. Это позволило уменьшить чип в размерах при том же транзисторном бюджете и уменьшить тепловыделение. Однако даже флагманская видеокарта GeForce GTX 285 на данном чипе, как я уже писал выше, не могла конкурировать с Radeon 4870 X2. Логичным ответом стал выход двухчиповой видеокарты GeForce GTX 295. Изначально метод совместной работы был такой же, как у GeForce 9800GX2 - две параллельно работающие платы, объединенные системой охлаждения между ними. Позже вышла версия с двумя чипами на одной плате. Таким образом несмотря ни на что Nvidia закрепила за собой место лидера в области графических решений.

NVIDIA GF100 и GF110

Весной 2010 года Nvidia представила новую архитектуру под названием Fermi(по фамилии итальянского физика Энрико Ферми). С этого момента все архитектуры Nvidia будут называться фамилиями известных ученых. Топовой видеокартой стала Geforce GTX 480.

Внешний вид видеокарты Geforce GTX 480
Внешний вид видеокарты Geforce GTX 480

Выпускался чип по 40-нм нормам и получил 480(всего на чипе было 512, но часть была заблокирована)потоковых процессоров CUDA(подробней про потоковые процессоры в статье на моём канале - кликай для перехода). Память наконец-то перешла на GDDR5, что позволило при увеличившейся производительности оставить 384-битную шину с объемом в 1,5 гигабайта. Ну и шейдеры пятой версии с поддержкой DirectX 11 позволяли наслаждаться новым на тот момент уровнем графики. Видеокарта Nvidia снова стала самым быстрым одночиповым решением на рынке.

Графика в Mass Effect 2 (игра 2010 года)
Графика в Mass Effect 2 (игра 2010 года)
Графика в Call of Duty Black Ops (игра 2010 года)
Графика в Call of Duty Black Ops (игра 2010 года)

В конце 2010 Nvidia выпустила обновленный чип GF110 и новую видеокарту на нём - Geforce GTX 580. Были доступны уже все 512 процессоров CUDA. В совокупности с оптимизацией различных архитектурных технологий видеокарта опережала Geforce GTX 480 на 20-25%.

Внешний вид видеокарты ASUS Geforce GTX 580 DirectCU II
Внешний вид видеокарты ASUS Geforce GTX 580 DirectCU II

AMD Cypress и Cayman

AMD же в свою очередь решила именовать чипы названием островов. Незадолго до выхода Geforce GTX 480, AMD выпускает свой 40-нм чип Cypress(с англ. Кипр). Чип получил в двоё большее количество потовых процессоров(1600) по сравнению с RV770, поддерживал шейдеры 5 поколения и DirectX 11 и представила технологию Eyefinity. Данная технология позволяла объединять несколько мониторов для отображения одной, высококачественной картинки.

Сравнение графики на DirectX 9 и DirectX 11
Сравнение графики на DirectX 9 и DirectX 11

Топовым решением стала видеокарта Radeon HD 5870. Она была самым производительным одночиповым решением на рынке до выхода GeForce GTX 480. После AMD выпустила двухчиповое решение Radeon HD 5970 для достойной конкуренции чипам Nvidia.

Внешний вид видеокарты Radeon HD 5970
Внешний вид видеокарты Radeon HD 5970

В конце 2010 года AMD в ответ на серию Geforce GTX 580 выпускает шеститысячную серию с топовым одночиповым решением Radeon HD 6970 на чипе Cayman. Из-за изменения архитектуре потоковых процессоров стало меньше(1536). Однако, они имели большую удельную производительность.

Внешний вид видеокарты Radeon HD 6970
Внешний вид видеокарты Radeon HD 6970

Увы, но данная видеокарта имела схожую производительность с Geforce GTX 570. Для конкуренции с 580 пришлось выпустить двухчиповую версию Radeon HD 6990.

Внешний вид видеокарты Radeon HD 6990
Внешний вид видеокарты Radeon HD 6990

Продолжение на моём канале - кликай для перехода в следующую часть.