Отношения грибов и алкоголя простыми не назовешь. С одной стороны, любой разговор о груздях и рыжиках моментально связывается с "пузатым запотевшим графином" - спасибо Солоухину, теперь от этого образа не отвертеться. С другой - все, от мала до велика, и трезвенники, и язвенники, и любители горячо угоститься прекрасно знают, что сбор грибов с бутылкой несовместим в значении "совсем" - и этим наша третья охота выгодно отличается от охоты второй, иначе именуемой рыбалкой. Но есть тут, соратники, и третий аспект, на котором сегодня хотелось бы заострить наше внимание.
Тот факт, что некоторые съедобные грибы в сочетании со спиртным способны даровать человеку массу неприятных неожиданностей, известен давно; многие века он передавался из поколения в поколение, особенно по женской линии, как "оружие Судного Дня" в борьбе с Зеленым Змием. Иными словами, в грибах видели последнее средство, крайний способ столкнуть мужа (сына, брата, кума) с пагубного пути. И, подобно любому исконному знанию, во времена интернета и всеобщей поверхностности эта тема обросла дремучей бородой домыслов. Расплести ее - вот наша задача. Потому что дело-то серьезное.
Итак, грибы-вытрезвители: мифы и реальное положение дел.
Здесь надо сделать техническое отступление. Алкогольная зависимость - не шутки; ее надо не грибами лечить, а настоящими медикаментами под неусыпным надзором настоящих же врачей. И уж тем более, ни при каких обстоятельствах, нельзя кого-либо "лечить" от пьянства грибами без их ведома: это опасно для жизни. Изложенное далее - не руководство к действию, а просто этюды из области занимательного природоведения.
1. Все навозники "работают"?
Всем известно, что первую скрипку в деле борьбы с алкоголем играет навозник. Выделенный из него препарат коприн препятствует расщеплению алкоголя в организме - упрощенно говоря, выпитое спиртное застревает на стадии ацетальдегида, в результате чего человек получает вместо опьянения кошмарное отравление; представьте - после маленькой рюмочки внезапно включается тяжелейшее похмелье, словно от литра плохого самогона. Не каждый захочет такое повторить.
Любопытно, что популярный в соответствующих кругах препарат дисульфирам (на основе которого производится, в частности, легендарная "эспераль") создан под вдохновением навозника, но действует гораздо добрее и мягче. Тем из нас, кого уже "зашивали" и делали провокацию, достаточно помножить памятные ощущения на два, чтобы оценить глубину воздействия. Для остальных скажем: минут через двадцать после рюмки станет очень, очень плохо, и продержится эффект достаточно долго для того, чтобы многое в жизни переосмыслить раз и навсегда. Возможно, даже дольше.
Так вот: подобной активностью у нас обладает один-единственный гриб из "навозных": навозник серый (Coprinus atramentarius/Coprinopsis atramentaria). Остальные виды, включая популярный навозник лохматый, в этом отношении совершенно стерильны. Дурная (или наоборот?) слава, окутавшая навозные грибы, порой приводит к неприятным казусам. Человек, убедившийся на практике, что ни белые, ни мерцающие, ни любые другие навозники "на пьянку не влияют", теряет бдительность и становится жертвой настоящего антиалкогольного навозника. Ну или не жертвой, а спасенным. Тут многое зависит от точки отсчета.
2. А где же дубовик?
В старых советских справочниках черным по белому (точнее, серым по желтому, ибо речь о делах действительно давних) отмечалось, что коприновый эффект, кроме навозников, способны обеспечить и крапчатые дубовики. Этот тезис и по сей день порой всплывает в интернете, толкая всё новых грибников на смелые эксперименты. Вреда бы с этого никакого, если б не пресловутое "волки-волки": снижается бдительность по отношению к реальным угрозам.
На самом деле дубовик крапчатый (Boletus/Neoboletus erythropus) кристально чист перед лицом спиртовой промышленности. Коприноподобный агент нашли в теле его дальнего родственника, известного под именем боровик мясистый (Imperator torosus). Теоретически этот удивительный гриб встречается на юге России, практически же он не вылазит из Красной Книги, и его портретов нет даже на форуме "Грибы Средней Полосы".
А крапчатый наш дубовик на него лишь чуточку похож. Вот что называется - повезло в лучах чужой славы погреться...
3. Спасаться навозником по заветам предков?
Ничего нет плохого в умеренном возвращении к корням, в национальном костюме по праздникам, в изучении народных песен, плясок и прибауток. Да и традиционная медицина, пока речь идет о профилактике возрастных заболеваний, плохого уж точно не посоветует. Однако не все меры, которыми спасались бессчетные поколения наших сельских предков, имеет смысл брать на вооружение сегодня. Иным традициям самое место в фольклорном музее, вместе с вожжами, которыми в старину учили жен. (Это, если что, к популярному на дамских форумах совету полечить навозником пьяницу-мужа.)
Коприн - средство гораздо более радикальное, чем тот же дисульфирам, что применяется в наркологической практике повсеместно. Концепция похожа, но коприн заходит в своей бескомпромиссности гораздо дальше. Выражаясь непонятным языком науки, коприн является более сильным ингибитором альдегиддегидрогеназы; по-человечески это означает, что действует он заметно злее. Кроме того, в отличие от дисульфирама, коприн обладает выраженным гонадотоксическим эффектом, то есть, попросту, бьет по репродуктивной системе. Разумеется, речь только о коприновом синдроме, выраженным в сочетании с алкоголем: сам по себе навозник совершенно безвреден.
Так что не все добрые традиции одинаково полезны. Иногда лучше отдаться в теплые любящие руки врачей. А лучше просто не доводить до греха. А то вот так вот почитаешь комментарии к статье про рыжики или грузди - а там всё рюмочки, рюмочки...
Лучше уж сразу навозник. Но - строго ДО возникновения проблем, и никак не позже.
А вы хоть раз ловили на себе коприновый эффект? Я вот ни разу, хоть и не очень строго блюду режим. Даже, извините, как-то любопытно.